Wal-Mart попала в американские сериалы
В своих рекламных роликах Wal-Mart показана как хорошее место работы, а ее появление в любом городе только положительно скажется на жизни общества. Но, судя по всему, реклама не очень сильно влияет на репутацию компании. Согласно опросам CNBC, 59% респондентов считают Wal-Mart “американской историей успеха” и 41% назвали компанию “империей зла”. При этом Wal-Mart тратит огромное количество денег на рекламу по ТВ. По данным агентства Nielsen Monitor Group, в 2003 г. ее бюджет составил более $500 млн, а с начала этого сеть потратила почти $340 млн.
Недавно прототип Wal-Mart под названием Every Mart стал местом работы героини криминального сериала Without a Trace. В одной из серий мать-одиночка не смогла получить от своего работодателя медицинскую страховку и, чтобы обеспечить сыну лечение и купить слуховой аппарат, распространяла наркотики. Несмотря на выдуманное название, не узнать Wal-Mart невозможно – униформа работников и оформление Every Mart практически полностью воссоздают реальность.
Один из создателей Without a Trace, Хэнк Штайнберг, говорит, что “они просто хотели привлечь внимание к проблемам корпоративной Америки, которая плохо защищает права своих рабочих”.
В эпизоде c Every Mart героиня не может получить страховку, так как компания не дает ей работать 40 часов в неделю, которые требуются для ее оформления. При этом в реальной Wal-Mart для получения страховки надо работать 34 часа в неделю. В оправдание представитель Wal-Mart Мона Уильямс говорит, что “почасовые рабочие места не создавались для поддержки семьи. Наши работники – пожилые люди, желающие повысить свой доход, студенты, которые ищут место на время учебы, и люди, у которых это второй заработок”.
Директор центра по изучению программ телевидения легкого жанра в Syracuse University Боб Томпсон считает, что Wal-Mart стала объектом для сатиры, потому что ее все знают и понимают, что это такое. По мнению Томпсона, “компания не должна реагировать на использование своего имиджа в таком свете, а должна продолжать выстраивать положительное общественное мнение о себе”.
Также Wal-Mart стала прообразом места работы главного героя комедийного сериала King of the Hill компании Fox, там он называется Megalo Mart. Один из продюсеров сериала – Джон Альтшулер говорит, что “люди ходят в Wal-Mart потому, что у них низкие цены и большой выбор, и бедным людям необходимы такие места, а изображать компанию как дьявола – это чистый снобизм”. Сериал King of the Hill не относится к тем, кто говорит, что Wal-Mart убивает Америку. “Мы просто показываем, что людей раздражает в магазинах-гигантах: необходимость возить тележки на огромные расстояния в поиске нужного предмета и зачастую беспомощность продавцов”, – говорит Альтшулер.
В этом месяце канал Comedy Central в своем мультсериале South Park создал целую серию вокруг прихода вымышленной Wall-Mart в небольшой городок. Низкие цены превращают жителей города в потребительских зомби и заставляют покупать кучу ненужных вещей.
Wal-Mart не покупает рекламу на канале Comedy Central, но Мона Уильямс считает, что в своем мультике South Park канал попал точно в цель. Отчаянно пытаясь спасти свой городок от полного кошмара, четверка персонажей – Стэн, Кайл, Кенни и Кармэн идут в главный офис компании, чтобы узнать, где ее сердце, с целью уничтожить его и тем самым убить компанию. Сердцем оказалось зеркало, которое герои и разбивают. В конце маленький уютный магазинчик, ради которого герои затеяли борьбу с Wall-Mart, превращается в подобное ей торговое чудовище. По мнению Уильямс, мультфильм South Park подтверждает истину: “Силой, которая стоит за Wal-Mart, является сам потребитель”. (WSJ, 22.11.2004, Николай Борисов)