ДОХОДНОЕ МЕСТО: Бизнес по интересам


Кто-то назвал бы такие клубы местом встреч людей, объединенных общими ценностями, установками, взглядами на жизнь. Центр для мотоциклистов “Ночные волки”, клуб чайной культуры в саду “Эрмитаж”, кафе “Пироги”, бард-кафе “Гнездо глухаря” очень разные и по атмосфере, и по составу посетителей. Но начинались они все примерно одинаково – с идеи. У создателей некоторых таких заведений изначально не было – или было мало – денег на воплощение проекта, поэтому клубы строились, как говорили раньше, на голом энтузиазме, с помощью друзей и знакомых, собранных по всей Москве. Помещения для подобных клубов находили то в подвале заброшенного дома, то в квартире у друга, а то и возводили сами на заброшенном пустыре.

Время, как правило, показывало, что такие проекты можно делать рентабельными. Некоторые заведения, отчасти благодаря оригинальности и непохожести на остальные, стали популярными и открыли несколько точек, как, например, кафе “Пироги” – производные от клуба “Проект О.Г.И.”. Как говорит программный директор нынешнего клуба “О.Г.И.” Михаил Рябчиков, “просто зарабатывать деньги ради денег неинтересно”.

Как это начинается

Имена Дмитрия Ицковича, Дмитрия Борисова, Дмитрия Ольшанского в кругах московских художников, архитекторов, литераторов, музыкантов, а также студентов хорошо известны. О том, как создавался клуб “Проект О.Г.И.”, ходят разные легенды. Как рассказал Дмитрий Ицкович, один из авторов и создателей клуба “Проект О.Г.И.”, заведение было открыто в 1998 г., после дефолта. Ицкович на тот момент руководил сайтом “Полит.ру” и Объединенным гуманитарным издательством (“О.Г.И.”), выпускающим художественную литературу, книги по истории, философии, искусству. В разработке концепции клуба ему помогал Дмитрий Борисов, возглавлявший в то время продюсерскую группу “Ы”, которая организовывала концерты, в частности, групп “Аукцыон” и “Вопли Видоплясова”. В числе организаторов проекта было немало других энтузиастов. Например, Дмитрий Ольшанский, литературный критик, сдал клубу в аренду свою квартиру на Патриарших прудах – старинную, просторную, с высокими потолками. Оформлять интерьер “О.Г.И.” помогали художники Алена Романова, Петр Пастернак (он создавал также дизайн известного клуба “Китайский летчик Джао Да”).

Михаил Рябчиков, стоявший у истоков клуба на “Патриках”, вспоминает, как в той же комнате, где у хозяев квартиры когда-то находилась библиотека, Ицкович и Борисов организовали книжный магазин. Вместо первого и второго блюда на ужин посетителям предлагались напитки из импровизированного бара. С появлением директора Алексея Кабанова ванную комнату перестроили в кухню и повара тоже нашли среди знакомых. Молва о клубе понеслась по городу, привлекая все больше и больше посетителей, среди которых оказалось много студентов. Клуб был доступен учащейся молодежи благодаря недорогой кухне – это тоже правило, установленное организаторами. Так “Проект О.Г.И.” заработал в стиле “творческой кухни дома у друзей”.

Еще один пример проекта, воплощенного в жизнь буквально на голом месте, – мотоцентр “Ночные волки”. У крупнейшего в России байкерского движения “Ночные волки”, существующего с 1989 г., вплоть до конца 1990-х не было площадки для проведения байк-шоу, концертов рок-групп, встреч участников сообщества. В 1999 г. группа байкеров под руководством президента ассоциации – Хирурга начала строительство мотоцентра на месте городской свалки на улице Нижние Мневники. Как говорит сотрудник нынешнего центра Евгений Минский, сообщество представлено людьми самых разных профессий, так что среди них нашлись и строители, и инвесторы. Центр создавался как площадка под открытым небом. В качестве стройматериалов использовалось даже то, что находили на свалке. “Жители района нас еще и поблагодарили за то, что мы расчистили свалку”, – говорит Минский.

Сейчас в столице можно насчитать пять-шесть клубов для мотоциклистов. Байк-центр на ул. Нижние Мневники – популярнейший и крупнейший, на его площадке проводится подавляющая часть культурных программ, в том числе самое яркое событие мотомира – байк-шоу. Центр по сей день инвестирует группа его создателей, годовые обороты заведения не разглашаются. Как рассказал Евгений Минский, дело байкеров развивается: за несколько лет с момента открытия центра на его территории появились сопутствующие услуги – магазин запчастей для мотоциклов, мастерская, продажа аксессуаров и тату-салон. Центральное место площадки – клуб Sexton, где проходят шоу. По словам Минского, он постоянно прирастает новыми трибунами, недавно были построены места с навесами для VIP-персон.

Бардовский клуб “Гнездо глухаря” начинался около 10 лет назад с небольшого подвального помещения. По словам арт-директора клуба Сергея Журавлева, исполнители и поклонники авторской песни нашли “подвальчик” в закоулках Большой Никитской улицы, открытие “Гнезда глухаря” совпало с новым для авторской песни периодом – временем официального признания этого направления в стране. Сейчас в кафе каждый вечер проходят концерты бардов, среди которых как мэтры, так и начинающие исполнители. “Гнездо глухаря” признано площадкой № 1 в столице для бардовского сообщества. Двух подвальных залов, где сначала размещался клуб, стало мало для всех желающих послушать музыку, поэтому барды во главе с председателем попечительского совета Клуба авторской песни Александром Городницким обратились к мэру Юрию Лужкову с просьбой отдать под клуб мансардную часть того же здания, чтобы оборудовать там два больших зала – на 150 и 50 мест, на что получили согласие правительства. В ближайших планах клуба – проведение на московской площадке серии концертов авторов и исполнителей из других стран, а также организация зарубежных гастролей российских бардов в Германии, США, Израиле и других государствах, где есть представители русской диаспоры.

“Пироги” и “капуста”

Идея клуба, подобного “О.Г.И.”, не нова. Людям посвященным известно, что до революции в Петербурге было создано очень похожее на современный клуб “Проект О.Г.И.” литературно-артистическое кафе “Бродячая собака”, популярное в среде творческой интеллигенции тех времен.

Как рассказал Дмитрий Ицкович, первый клуб “Проект О.Г.И.”, открывшийся на Патриарших прудах, не задумывался как бизнес-проект. Он просуществовал там полгода. Во второй раз клуб открылся в 1999 г. в Потаповском переулке, где занял около 300 кв. м общей площади, большая часть его помещений – гардероб, три зала для посетителей и кухня – расположились в подвальном этаже. В создание клуба 25% личных инвестиций вложил Дмитрий Ицкович. По его словам, второй клуб, в Потаповском переулке, задумывался уже как бизнес-проект, т. е. работа над ним шла по бизнес-плану.

В начале нового тысячелетия появилось несколько кафе под названием “Пироги”, одно из них находится на улице Большая Дмитровка.

Как рассказал генеральный директор управляющей компании ООО “Пироги” Иван Марач, с тех пор аудитория стала разнообразнее, а треть ее по-прежнему составляют студенты. Правда, на огонек реже заглядывают известные литераторы. В ведении управляющей компании находятся клуб “Проект О.Г.И.” и три кафе “Пироги” – совокупная площадь всех четырех заведений составляет 1800 кв. м. Прибыль клуб и кафе зарабатывают в основном за счет продажи еды и напитков. Книжные магазины в составе кафе, а также проводимые в них периодически концерты, презентации и праздники поддерживают имидж заведений. Иван Марач

считает, что “долговечность” клубов “О.Г.И.” можно объяснить по меньшей мере двумя причинами – демократичной атмосферой и невысокими ценами на еду и напитки.

По словам Ицковича, ядро посетителей клубов “О.Г.И”. составляет так называемый креативный класс (творческая интеллигенция). В том числе и на эту аудиторию рассчитан книжный магазин, который с самого начала стал составляющей клуба “Проект О.Г.И.” и сейчас открыт в каждом кафе “Пироги”. Книжный магазин, по его мнению, создает в клубе “интеллигентную атмосферу”.

По словам Ивана Марача, в планы создателей изначально входило создание как минимум 30 кафе “Пироги” в Москве. Так что цель компании на ближайшие годы – открыть как можно больше точек. “В моем представлении в зависимости от помещения это будут кафе на 150–200 мест, может быть, на 300, в разных районах города”, – говорит Марач. Кроме того, компания собирается возродить временно закрывшийся ресторан “Улица О.Г.И.”.

Путь чая

Чайная культура, искусство восточного чаепития в Москве развивается относительно недавно – с 1996–1997 гг. Сейчас это уже можно назвать движением, а тогда, в конце 1990-х, в городе было только одно место проведения чайной церемонии – клуб в саду “Эрмитаж”. Отцами-основателями движения в столице, да и в России в целом чайное сообщество считает Бронислава Виногродского и Михаила Баева, которые уже не одно десятилетие увлекаются Востоком. Из-под пера Виногродского недавно вышла книга “Путь чая”. От группы основателей, помогавших организовать первую московскую чайную, со временем отделялись желающие открыть собственные чайные клубы – таким образом, сейчас в столице можно насчитать около 10 чайных заведений.

Как рассказал Борис Павличенко, ведущий специалист Клуба чайной культуры в саду “Эрмитаж”, первая чайная начиналась с церемоний дома у Виногродского. Когда же решили к этой культуре приобщить широкие слои московской публики, нашли помещение для клуба в здании банка, располагавшегося в саду “Эрмитаж”. Сначала клуб разместился в комнате площадью 15 кв. м. После того как банк съехал, клуб занял весь 1-й этаж – 100 кв. м. Баев и Виногродский задумывали клуб как место сообщения культур двух великих соседей – России и Китая. На примере китайской чайной культуры они решили показать, как отношение к чаю на Востоке отличается от обыденного, массового употребления, которое принято в России. “Мы не только коммерческое предприятие, – говорит Павличенко, – мы изучаем чай, и это стало для группы людей профессией”.

Если смотреть на клуб как на бизнес, то, по его словам, дело любителей чая развивается. В клубе появляются новые услуги, которые становятся традиционными и для большинства чайных заведений столицы. Например, сотрудниками клуба разработана обучающая программа “Школа чайного сомелье”, которая будет выпускать в свет специалистов, квалифицированно проводящих чайную церемонию. Как говорит Павличенко, такие специалисты уже востребованы в элитных ресторанах города. По его мнению, чайное движение в Москве набирает обороты – в городе стали открываться чайные комнаты для VIP-персон, где предлагаются самые ценные и дорогие сорта чая. “Наверное, уже можно было бы создать сеть чайных клубов под единым брэндом, но на это нужны инвестиции, и, видимо, еще не нашелся человек, который бы взялся за организацию такой сети”, – рассуждает он.

Основатель чайного клуба “Чжунь Дао” Дмитрий Нагайцев когда-то начинал вместе с Виногродским и Баевым. “Создав клуб “Чжун Дао”, я совместил в этом проекте бизнес и любимое дело, – рассказывает Нагайцев. – Клуб изначально задумывался как коммерческий проект. До недавнего времени у нас работало два чайных зала, несколько комнат для чайных церемоний и магазин восточных сувениров”.

Как говорит Нагайцев, годовой оборот таких чайных клубов, как “Чжун Дао”, может составлять примерно $100 000. По словам Нагайцева и его партнера Максима Васильева, бизнесменам, в чьем распоряжении не больше $100 000, открыть и развить чайный клуб очень непросто. Такой начальный капитал считается небольшим для создания чайного клуба по всем правилам – клуба, где будут соблюдаться традиции китайского чаепития, будет соответствующий интерьер. “Мы еще не расплатились с долгами, взятыми три года назад, и к тому же у нас новые займы в связи с перестройкой в клубе”, – говорит Нагайцев. Еще в самый первый бизнес-план клуба, по словам Нагайцева, был включен проект ресторана восточной и европейской кухни. Но возможность открыть его появилась только сейчас, в связи с чем стали перестраивать один из чайных залов. На все тех же 400 кв. м помимо ресторанного зала откроется VIP-комната, а в числе новых действ, вероятнее всего, в клубе появится винная тайваньская церемония. В новом формате заведение заработает под вывеской “Клуб-ресторан “Чай”. Словосочетание “Чжунь Дао”, что в переводе с китайского значит “Срединный путь”, по мнению Нагайцева, не совсем понятно русским людям, а “Чай” звучит лаконично и точно отражает суть происходящего в клубе.

Есть чайные, позиционирующие себя как исследовательские и образовательные центры. Одно из крупнейших заведений подобного рода – клуб “Ист”, созданный Брониславом Виногродским. Клуб занимает два этажа в здании бывшей усадьбы графа А. К. Разумовского на улице Казакова – на сегодняшний день это 600 кв. м общей площади, арендуемой у московского спорткомитета. По замыслу Виногродского команда клуба занимается изучением памятников древнекитайской культуры, таких, например, как китайская Книга перемен. На базе клуба проходят занятия по йоге, игре на бамбуковой флейте, китайской каллиграфии, китайскому языку и классическому китайскому массажу.

Среди коммерческих направлений деятельности клуба – оптовая торговля чаем и смежными товарами, чем занимается компания “Путь чая”, салон-галерея “Белый нефрит” и выездные чайные церемонии (например, за городом на природе). По словам специалиста по связям с общественностью Олеси Рудницкой, в ближайшие 2–3 года “Ист” будет расширять бизнес.