Опасные связи


Последний из банков, попавших в поле зрения властей, – BNP Paribas. По мнению регуляторов, американское подразделение банка предоставило недостаточную информацию по поводу сомнительных сделок. Конгрессмены озабочены тем, что в этом году уже в третий раз подозрения возникли в отношении международного банка.

Чиновники из Федеральной резервной системы (ФРС) уже успели обвинить голландский ABN Amro и британский Standard Chartered в том, что они недостаточно тщательно проверяют своих клиентов. В том числе это касалось малоизвестных иностранных банков, подозреваемых в отмывании денег и других махинациях. Оба банка после этого закрыли счета подозрительных контрагентов. Американское подразделение ABN Amro, в отношении которого кроме этого начало расследование и Министерство юстиции США, летом этого года прекратило отношения в том числе и с частью российских контрагентов. Совсем недавно то же самое пришлось сделать Union Bank of California, который решил закрыть счета всех без исключения российских банков.

В отличие от этих банков, проблемы BNP, по словам источников, представляются менее серьезными, поэтому ФРС не предъявляла банку формальных претензий, расследование носит частный характер. Расследования ФРС – обычная практика. Но руководители других регулирующих и правоохранительных органов периодически делают тревожные заявления о том, что существующая система позволяет восточноевропейским и другим преступным группам проникать в финансовую систему США. Эта проблема стала очевидной еще в 1980-х, когда пакистанский Bank of Credit and Commercial International, который занимался отмыванием денег для террористических групп и наркоторговцев, незаконно обосновался в США.

Некоторые члены комитетов Конгресса, отвечающие за финансовые услуги, начинают сомневаться в том, что ФРС достаточно тщательно отслеживает деятельность банков. Запросы по поводу расследований регуляторов уже подали представители обеих палат парламента.

О расследовании по поводу BNP, в частности, сообщили представители Комитета по международным отношениям, который занимается своим собственным расследованием. Его цель – выяснить, участвовал ли банк в незаконных сделках в рамках программы ООН “Нефть в обмен на продовольствие”. По этой программе банк оформил по поручению ООН 50 000 аккредитивов. По данным ФРС на этой программе он заработал $700 млн. (WSJ, 17.11.2004, Кирилл Корюкин)