ПРАЗДНИКИ: День захвата Китай-города


Дав старт целой серии противоречивых реформ, государство занялось вдруг улучшением общенациональных символов. Очередь дошла до праздников. Предлагаемые изменения вызывают немало сомнений.

Государственная символика последний раз менялась около четырех лет назад – в начале первого президентского срока Владимира Путина. Тогда сложилась нынешняя эклектичная комбинация: византийско-русский герб, петровский флаг, советский гимн. Тогда же и День защитника Отечества 23 февраля стал выходным. Прочие праздники оставались в неизменном виде с начала 90-х гг. Представители сразу трех думских фракций – “Единой России”, ЛДПР и “Родины” – считают, что сейчас самое время заняться праздничной реформой.

Если послушать сбивчивые объяснения инициаторов законопроекта, то ими движет желание дать “дорогим россиянам” полноценные рождественские каникулы. Как говорят авторы, это узаконит реальность – все равно в России первую неделю года никто не работает. Это приемлемое решение. Но увеличение числа выходных дней в январе требует их сокращения в другие месяцы. Инициаторы предлагают отменить День Конституции 12 декабря, а также исключить из числа нерабочих дней 2 мая (идущий в связке с Днем весны и труда 1 мая). “Экономия” на 2-м мая допустима.

Для обоснования отмены Дня Конституции приводятся данные опросов общественного мнения, согласно которым большинство граждан России воспринимают этот праздник просто как “дополнительный выходной”. Но это недостаточное обоснование. Во-первых, на фоне растущих обвинений российского руководства в отходе от духа и буквы Конституции – например, в связи с отменой губернаторских выборов – отмена Дня Конституции неизбежно приобретет характер мрачного символа. Символа того, что власти России настроены и дальше игнорировать Основной закон страны. Во-вторых, действующая Конституция – единственный правовой акт, принятый самим народом – на референдуме в декабре 1993 г. Отмена праздника означала бы неуважение к принципу верховенства народного суверенитета. День Конституции в календаре праздников необходимо сохранить. Куда проще отказаться от выходного в День защитника Отечества 23 февраля: даже в советское время это был обычный рабочий день.

Авторы законопроекта предлагают отменить также праздник 7 ноября. А вместо него ввести в календарь 4 ноября – День народного единства. На первый план здесь выдвигаются два аргумента – технический и идеологический. Первый прост – 4 ноября стоит близко к 7 ноября. В привычном укладе жизни людей мало что изменится. Второй – 7 ноября связано с гражданской войной, захватом власти радикальной партией с определенной идеологией. Этот праздник не объединяет, а раскалывает общество. Между тем 4 ноября – день изгнания из Москвы поляков в 1612 г. всенародным ополчением Минина и Пожарского, день окончания Смутного времени. И потому он может стать символом единения народа.

При более серьезном анализе приходится признать, что новая дата почти столь же неудачна, как и 7 ноября. За это немало аргументов. 4 ноября 1612 г. ополченцы под руководством князей Трубецкого и Пожарского захватили московский Китай-город. Польско-русский гарнизон продолжал оборону в Кремле и сдался лишь 9 ноября. Великая русская Смута на этом не завершилась, а длилась еще около пяти лет. Все основные герои того времени на разных этапах сотрудничали с поляками, шведами, самозванцами и были активными деятелями Смуты – тогдашней русской гражданской войны. Отсюда политические сомнения относительно нового праздника. Стоит ли отменять один праздник, связанный с внутренней усобицей, ради объявления другого, схожего по обстоятельствам и по сути?

Кроме того, 4 ноября православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери. Икона эта исторически связана с взятием Иваном Грозным Казани и была в ополчении Пожарского и Минина в 1612 г. Несмотря на положительное решение Межрелигиозного совета России, в который входят главы всех основных конфессий страны, утверждение еще одного православного праздника в качестве государственного может со временем вызвать недовольство верующих других конфессий.

Можно ли назвать такой праздник Днем народного единства? Поиск даты, олицетворяющей объединение общества вокруг общезначимых ценностей, стоит продолжить. По крайней мере, одна священная для всех дата есть – День Победы 9 мая.

Возможно, стоит подумать о дате, связанной с обретением населением России политических и гражданских прав и свобод. Такой датой может стать 17 октября. В этот день в 1905 г. царь Николай II издал манифест, который открыл дорогу первым выборам в Государственную думу и вслед за которым появились Основные законы Российской империи (26 апреля 1906 г.) – фактически первая российская Конституция. Тогда впервые были узаконены основные политические и гражданские права россиян – свобода слова, собраний и митингов, право создавать общественные организации, в том числе и партии. В стране появился парламент. Разве это не вдохновляющий пример единения народа в борьбе за свободу? Пример единства всех социальных групп, конфессий и национальностей. Установление такого праздника тем более уместно в канун столетнего юбилея первой русской революции.

Праздники – важнейшая часть общенационального консенсуса, ключевые символы народного бытия. К их перемене надо относиться с исключительной осторожностью. И уж точно не торопиться с решением.