Новые хозяева разоряют Rover


BMW владела Rover Group с 1994 по 2000 г., но отчаялась вывести ее из кризиса и даже собиралась закрыть производство автомобилей в Великобритании. Под давлением общественности и правительства страны BMW пошла на широкий жест: подразделение MG Rover немецкий автогигант продал компании Phoenix Venture Holdings, представляющей интересы четырех бизнесменов из Бирмингема, за символическую плату – 10 фунтов. За годы владения MG Rover немецкая компания вложила в нее 550 млн фунтов, а после продажи взяла на себя пенсионные обязательства перед ее бывшими сотрудниками. Подразделение по производству внедорожников Land Rover было куплено Ford, а права на марку маленьких городских машин Mini остались у BMW.

Взрыв возмущения топ-менеджеров BMW вызвало то, что новые владельцы MG Rover в 2002 г. назначили себе и гендиректору Кевину Хоу годовое вознаграждение в размере 3 млн фунтов каждому. Это не удивительно: члены совета директоров в преуспевающей BMW получают более чем в два раза меньше.

В прошлом году четверо владельцев Phoenix Venture Holdings получили по 1,15 млн фунтов, что чуть ниже вознаграждения топ-менеджеров BMW. Но при этом четверо собственников MG Rover распределили между собой еще 10 млн фунтов, использовав долговые обязательства, выпущенные примерно в то же время, когда была заключена сделка с BMW.

На прошлой неделе не выдержал управляющий директор британского подразделения BMW Джим О’Доннелл. Он обрушился с критикой на владельцев Rover. О’Доннелл назвал их действия “возмутительными”, учитывая огромные убытки британской автокомпании и то, что она досталась нынешним хозяевам даром. По его словам, такое поведение является “худшим проявлением капитализма” – они упускают последний шанс спасти британского производителя.

“BMW дала им всего за 10 фунтов реальную возможность спасти MG Rover, – восклицает О’Доннелл. – Однако новые директора используют ситуацию в MG Rover исключительно для собственного обогащения”.

Нынешнее руководство MG Rover оставило критику О’Доннелла без ответа. Ранее топ-менеджеры оправдывали уровень своего вознаграждения рисками, принятыми на себя в результате приобретения проблемной компании. Да и заявления представителей BMW на эту тему были гораздо более осторожными. “Это очень плохо, если возникает впечатление, что небольшая группа руководителей получает больше, чем все остальные работники” – этим заявлением ограничился год назад председатель совета директоров немецкой компании Гельмут Панке. Дальше в своей критике Панке не пошел, возможно, потому, что именно он на посту финансового директора BMW одобрил безвозмездную передачу MG Rover.

Теперь же О’Доннелл признает: “Глядя назад, кажется, что выбор другой группы частных инвесторов – Alchemy в качестве покупателя был бы лучшим решением”. Четыре года назад BMW не приняла предложения Alchemy, поскольку та собиралась сокращать бизнес MG Rover. (FT, 12.11. 2004, Олег Митяев)