Ипотека от Volkswagen
Все больше компаний, работающих на потребительском рынке, начинают предлагать розничные банковские услуги. Американец, пришедший, например, в автосалон Volkswagen, чтобы оценить новые модели, может, вместо того чтобы купить машину, получить в компании ипотечный кредит. И это обойдется дешевле, чем аналогичная услуга в обычном банке.
Выпуск банковских карт и кредиты на покупку машин в автосалонах существуют уже давно, но сейчас там можно открыть чековый счет или депозит.
Уже в этом месяце Volkswagen Bank USA, принадлежащий американскому подразделению автоконцерна, собирается открыть интернет-банк и предложить владельцам автомобилей Volkswagen и Audi завести в нем сберегательные счета или обычные депозиты. Кроме того, компания, которая уже кредитует покупателей машин, выдает ипотечные кредиты и эмитирует банковские карты, собирается предложить чековые счета.
Финансовое подразделение другой автомобильной компании – Toyota Financial Services также планирует предложить потребителям большой набор услуг, в том числе счета денежного рынка (проценты по которым привязаны к рыночным ставкам), депозиты и сберегательные счета. У General Motors и BMW тоже есть банки в США.
От автогигантов не отстают и игроки потребительского рынка, традиционно не связанные с банковской деятельностью.
Nordstrom Federal Savings Bank, принадлежащий торговой сети Nordstrom, с 2001 г. предлагает чековые счета и другие продукты. Собирается предоставлять “общие” финансовые услуги и H&R Block, консультант по налогам. Ритейлоры Sears, Roebuck, Federated Department Stores и Target тоже рассматривают возможность открытия банковских подразделений, хотя пока не имеют конкретных планов. Некоторое время пыталась пробиться на этот рынок и Wal-Mart Stores, но ей помешали лоббисты больших банков.
По мнению аналитика по банковской деятельности консалтинговой компании TowerGroup Джима Экенроуда, компании спешат развивать банковские подразделения, чтобы удовлетворить спрос клиентов на их услуги, резко возросший после кризиса на рынке акций IT. “Розничные банковские услуги остаются крайне доходным бизнесом уже пару десятков лет”, – говорит Экенроуд.
У банковских подразделений непрофильных компаний есть очевидные недостатки, например отсутствие обычных офисов, в которые можно прийти. Тем не менее потребителям в некоторых случаях было бы выгодно открыть счет именно в этих банках. Больше других выиграют владельцы автомобилей – в “профильных” банках им обычно предоставляются значительные скидки. Например, получатель ипотечного кредита в банке Volkswagen при покупке автомобиля может получить скидку до $1700.
У “псевдобанков” есть и другие преимущества – то, что многие из них осуществляют операции через Интернет и не содержат собственных офисов, означает снижение расходов. Это позволяет банкам платить более высокие проценты по чековому счету и в общем предлагать более выгодные условия, чем обычный банк. Так, принадлежащий General Motors GMAC Bank платит проценты по денежному счету – 2,11%, в то время как средний уровень процентных выплат в США, по подсчетам аналитиков Bankrate.com, составляет 0,5%.
Компании, предоставляющие банковские услуги, получают двойную выгоду – кроме того что они зарабатывают на этой деятельности, производители рекламируют свою марку. “Наша главная цель – добиться еще большего доверия существующих покупателей и привлечь новых”, – говорит Роб Табмэн, директор по маркетингу Volkswagen Bank USA.
Американские банкиры всегда выступали против планов компаний заниматься банковской деятельностью. Благодаря их стараниям в 1999 г. было отменено положение закона о банковской деятельности, разрешавшего “непрофильным” компаниям владеть банком. Но, до того как новое законодательство вступило в силу, свои банки успели зарегистрировать сотни компаний. (WSJ, 3.11.2004, Кирилл Корюкин)