НАЛОГИ: Презумпция виновности
“Если мы полагаем, что компании неправильно платят налоги, значит, они должны будут доказывать обратное”, – заявил замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая в середине октября на саммите финансовых директоров. Это означает одно – в России устанавливается презумпция виновности налогоплательщика.
Подобный подход властей к налогоплательщику уже реализуется на практике. Налоговые органы произвольно определяют критерии “добросовестности” того или иного налогоплательщика. Причем по странной закономерности налогоплательщик всегда оказывается “недобросовестным”, когда это необходимо, чтобы отказать в возмещении переплаченных сумм, принять решение о доначислении налогов или увеличить срок налоговой проверки.
Примерами такого отношения могут служить практика применения налоговыми органами определения Конституционного суда РФ № 169-о, а также предложения ФНС по ужесточению правил проведения налоговых проверок. Видимо, этой логике будут следовать и планируемые изменения в Налоговой кодекс в части улучшения администрирования налогов и сборов.
Природа такого подхода очевидна. Во-первых, администрировать легче тех, кто осуществляет свою деятельность открыто, кого не надо искать. Во-вторых, он позволяет собрать больше средств в бюджеты разных уровней. Собрать здесь и сейчас. Собрать, чтобы отчитаться о перевыполнении бюджетного задания.
Выполнение фискальной функции налоговой системы, пожалуй, главная и единственная цель проводимой в России налоговой политики. По логике налоговых органов именно они обеспечивают рост доходов государства, а налогоплательщики, из-за постоянной склонности не платить налоги, только мешают государству.
Здесь уместно привести высказывание министра финансов Алексея Кудрина о том, что в ближайшие 10 лет основным источником доходов бюджета будут оставаться поступления от экспорта сырья. То есть министр финансов не допускает возможности роста собираемости налогов за счет развития промышленного производства и иных составляющих экономического роста. А раз так, то и стимулировать производство не надо. Надо просто собрать деньги там, где они есть, а точнее, у тех, кто показывает их наличие, – у “добросовестных” налогоплательщиков.
Вот тут и нужна презумпция виновности. Государство само определит, кому и сколько необходимо доплатить в бюджет. Конечно, это позволяет минимизировать административные издержки, которые неизбежны в случае поиска и привлечения к ответственности действительно виновных в уклонении от уплаты налогов. Пока же предлагается “добросовестным” налогоплательщикам платить за неспособность (или нежелание) налоговых органов выявлять неплательщиков налогов.
Такая политика не способствует борьбе с налоговыми преступлениями, а направлена против налогоплательщиков. Государство открыто дает понять, что не доверяет им. “Добросовестный” налогоплательщик испытывает на себе двойной удар: с одной стороны, от недобросовестной конкуренции с теми, кто уклоняется от уплаты налогов, а с другой – от действий государства, направленных против него.
Реформирование налоговой системы России – задача, важность которой признается сегодня всеми. Свидетельством неэффективности нынешней налоговой политики служат факты: капитал продолжает уходить из страны, в рейтингах инвестиционной привлекательности Россия находится в конце сотни среди 114 государств.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России выделил основные направления реформирования налоговой системы. По его мнению, налоговая система должна быть стабильной и необременительной для бизнеса, а также должна обеспечивать равенство условий налогообложения и способствовать улучшению инвестиционного климата в стране. Реализация этих положений должна обеспечить налоговое стимулирование промышленного роста.
Эта позиция президента отражает заинтересованность и ожидания большинства налогоплательщиков. И она должна быть реализована в ходе налоговых реформ, проводимых государством. Однако последние действия правительства демонстрируют иное отношение к целям налоговой реформы и иное видение сути налоговой политики государства.
Налогоплательщики в растерянности: президент говорит одно, а Минфин делает совершенно другое. В конечном счете именно действия, а не заявления властей формируют модель поведения налогоплательщиков.
Пока проводимая правительством налоговая политика будет направлена исключительно на выкачивание денег из экономики, пока налогоплательщики будут находиться в постоянном страхе быть обвиненными в недобросовестности, Россия, голословно заявляющая о готовности улучшать инвестиционный климат, будет стремительно терять свою инвестиционную привлекательность.