AIG под колпаком
Прокуратура Индианаполиса уведомила крупнейшую американскую страховую компанию о том, что ведет “расследование в отношении нетрадиционных страховых [инструментов] либо продуктов, помогающих корректировать прибыль, которые предлагала AIG”. По информации AIG, следователи интересуются “продуктами, которые выглядели как страховые и учитывались [в бухгалтерской отчетности] как страховые, но на самом деле не предполагали переноса риска”. Министерство юстиции также проинформировало AIG, что по результатам расследования может предъявить уголовное обвинение самой компании, а не ее сотрудникам. За последние два месяца власти уже второй раз грозят AIG уголовными санкциями.
В корпоративной истории США признание финансовой компании виновной по уголовному преступлению всегда заканчивалось ее гибелью. Последним громким скандалом стало дело аудиторской компании Arthur Andersen, которая в 2002 г. была признана виновной в препятствовании правосудию: ее сотрудники по указанию топ-менеджеров уничтожили документы, связанные с аудитом обанкротившегося энергогиганта Enron. Andersen была ликвидирована в том же году.
Указание Минюста на возможность предъявления уголовного обвинения означает: прокуроры полагают, что у них достаточно доказательств для подачи иска. Если компания будет признана виновной, страховые департаменты штатов могут отозвать у нее лицензию. (Страховая отрасль – единственный финансовый сектор США, не имеющий федерального регулятора; деятельность компаний регулируется законами штатов.) И даже само выдвижение уголовного обвинения может привести к оттоку клиентов. Впрочем, Минюст может и не пойти на этот крайний шаг: решение будет зависеть от ряда факторов, в частности от того, побуждало ли руководство компании своих сотрудников совершать противозаконные действия.
AIG заявляет, что сотрудничает со следствием. “У нас очень хорошие юристы, – заявил на телеконференции Морис Гринберг, председатель совета директоров и гендиректор AIG. – Мы думаем над тем, как минимизировать [риск от расследования]”. Различные расследования не смогут отвлечь руководство компании “от управления ею так, как мы должны ею управлять”, добавил он.
Уведомление Минюста касается сделки между AIG и дистрибьютором мобильных телефонов из штата Индиана Brightpoint. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) уже анализировала эту сделку и в сентябре 2003 г. предъявила AIG гражданские обвинения; не признавая и не отрицая их, та согласилась заплатить $10 млн, дабы урегулировать дело. Но регуляторы полны решимости по всей строгости наказать финансовые компании, которые помогают клиентам совершать мошеннические операции. Обвинения, например, были предъявлены ряду инвестбанков, включая Citigroup, Merrill Lynch и Bank of America, которые организовывали для Enron финансовые схемы, позволявшие ему фальсифицировать бухгалтерские показатели.
Теперь делом Brightpoint занимаются прокуроры. По данным SEC, после того как квартальная прибыль Brightpoint в конце 1998 г. сильно упала, она за $15 млн купила у AIG страховой полис “с обратным действием” и использовала выплату по нему, чтобы зачесть расходы и вписать в отчетность за тот неудачный квартал более высокую прибыль. Затраты на покупку полиса Brightpoint распределила на несколько последующих кварталов. SEC назвала эту операцию “переводом денег по кругу от Brightpoint к AIG и обратно к Brightpoint”. Гринберг на телеконференции в четверг заявил, что сделка с Brightpoint принесла AIG лишь $100 000 в виде комиссионных.
AIG грозит уголовное обвинение и по другому делу. 29 сентября компания сообщила, что прокуроры расследуют деятельность ее подразделения AIG Financial Products. Они подозревают, что оно организовывало для банка PNC Financial Services Group и двух неназываемых страховых компаний операции, позволявшие тем фальсифицировать финансовые показатели. AIG называет подозрения регуляторов необоснованными.
Акции AIG упали уже на 20,7% с 14 октября. Тогда компания оказалась вовлечена еще в один скандал. Прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер назвал ее соответчиком по иску против страхового брокера Marsh & McLennan, которого он обвиняет в мошенничестве и обмане клиентов. Два сотрудника AIG признали себя виновными в том, что выставляли фиктивные заявки на получение от клиентов Marsh контрактов на страхование. (WSJ, 22.10.2004, Михаил Оверченко)