Американцы начинают экономить


Аналитики Morgan Stanley подсчитали, что цены на автомобили, кредиты на покупку которых выдают подразделения трех крупнейших американских производителей – Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler, достигли низшей отметки за последние 16 месяцев. Не помогло и увеличение сроков выплат по кредитам на машины – уменьшение ежемесячных выплат должно было компенсировать рост процентных ставок.

“Последние три-четыре года производители включали в ассортимент больше дорогих машин, чтобы компенсировать снижение цен, – отмечает Стивен Гирски, аналитик автомобильного рынка в Morgan Stanley. – Но теперь доля дорогих автомобилей среди тех, что предлагают производители, уменьшится”.

Потребители успели воспользоваться резким падением ставок по кредитам, которое произошло после кризиса на рынке информационных технологий. Некоторое время они имели возможность покупать дорогие автомобили, не увеличивая ежемесячные выплаты. Производители, таким образом, продавали больше дорогих машин, а также автомобилей с большим количеством опций, дающих большую норму прибыли. То, что потребители начинают экономить, не сулит ничего хорошего автокомпаниям, которые и так страдают от падения объема продаж и растущих цен на сталь.

Род Лаке, аналитик Deutsche Bank, считает, что цены на мини-вэны резко упадут весной. По его подсчетам, с 2000 г. средняя цена автомобиля росла в среднем на 4% в год. Но во II квартале этого года цены на пикапы и мини-вэны упали на 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 4,5% по сравнению с предыдущим кварталом. Спрос на обычные легковушки, доля которых сегодня составляет менее половины американского рынка, держится лучше: во II квартале цены упали всего на 0,9% по сравнению с тем же периодом прошлого.

Сами производители более оптимистичны. Финансовый директор General Motors Джон Дивайн несколько дней назад заявил о том, что американцы покупают все больше дорогих машин. “Я не думаю, что ситуация изменится”, – уверяет Дивайн. (FT, 5.10.2004, Кирилл Корюкин)