AIG о многом недоговаривала


21 сентября AIG сообщила в своем пресс-релизе, что SEC может подать против нее гражданский иск, основываясь на результатах расследования в отношении финансовых схем, которые AIG Financial Products несколько лет назад разрабатывала для банка PNC Financial Services. По утверждению регуляторов, эти схемы помогали банку сглаживать финансовые показатели в квартальной отчетности.

29 сентября AIG выпустила еще один пресс-релиз, где говорилось, что Минюст ведет аналогичное расследование, которое может завершиться предъявлением уголовных обвинений. В этих двух сообщениях подчеркивалось, что расследование касается только сделок AIG с PNC. Аналогичная информация содержалась и в пресс-релизе от 2002 г., где сообщалось, что регуляторы выявили подозрительные сделки. Между тем, утверждают регуляторы, компания знала, что и SEC, и Минюст анализируют еще минимум пять сделок AIG с двумя другими страховыми группами. Сокрытие этой информации в трех пресс-релизах может быть нарушением закона о ценных бумагах. Если регуляторы сочтут его таковым, они могут предъявить компании еще один иск, сообщила AIG в понедельник. Компания, впрочем, не чувствует за собой вины. “Любое утверждение, что [информация в] трех пресс-релизах является или могла бы являться ложной или вводящей в заблуждение, необоснованно”, – говорится в заявлении AIG.

Расследование в отношении AIG – часть более масштабной кампании регуляторов, против фирм, организующих для своих клиентов сделки, позволяющие подтасовывать бухгалтерские показатели. После краха энергетического гиганта Enron в 2001 г. выяснилось, что многие банки, включая Citigroup, Merrill Lynch и Bank of America, за большие комиссионные организовывали для него сложные финансовые схемы. Власти США также расследуют деятельность аудиторской компании KPMG, активно предлагавшей клиентам схемы минимизации налогообложения.

AIG же помогла PNC создать инвестиционную компанию, которая выкупала у банка плохие кредиты. Это помогало банку искусственно завышать показатели, поскольку ему не нужно было увеличивать резервы. Но, по утверждению регуляторов, PNC был подвержен риску дефолта заемщиков по кредитам; поэтому они заставили PNC в 2001 г. вернуть эти кредиты на свой баланс, из-за чего прибыль банка в том году упала более чем на 10%. В 2003 г. PNC заключил с SEC и Минюстом мировое соглашение.

Ранее SEC уже обвиняла AIG в том, что она помогала клиенту манипулировать показателями: AIG продала производителю сотовых телефонов Brightpoint фиктивный страховой полис, что позволило Brightpoint завысить прибыль. В 2003 г. AIG заключила с SEC мировое соглашение, не признавая и не отрицая своей вины и заплатив $10 млн. SEC тогда заявила, что размер штрафа отражает не только масштаб нарушений, но и действия AIG во время расследования, когда она “не предоставляла документы”. (WSJ, 5.10.2004, Михаил Оверченко)