СУТЬ ДЕЛА: Поколение скорости
Погоня за скоростью
Взрыв в сфере беспроводных технологий, наблюдающийся в последние пять лет, четко наметил тенденцию: рано или поздно многочисленные услуги сойдутся в одном мобильном устройстве, которое будет и телефоном, и портативным компьютером, и средством доступа в Интернет, и карманным телевизором. Все эти сервисы требуют высокой скорости передачи информации – как минимум, сотен килобит в секунду. Сегодня самые распространенные сотовые сети стандарта GSM обеспечивают скорость передачи данных на уровне 9,6 кбит/с, а при использовании технологии GPRS – порядка 38,4 кбит/с, что сравнимо со скоростью модемного доступа в Интернет с настольного компьютера. Именно для повышения скоростей доступа в середине
90-х гг. XX в. были разработаны сотовые сети третьего поколения (3G). Однако их путь от технической документации к практическому внедрению оказался тернистым и извилистым.
3G по-старому
Еще пару лет назад в России рассматривался единственный путь перехода к 3G – стандарт W-CDMA (широкополосный CDMA), часто обозначаемый аббревиатурой середины 90-х гг. UMTS (Universal Mobile Telephone System, Универсальная система мобильной связи). Этот стандарт был утвержден Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI) в качестве безальтернативного пути развития сетей GSM. Россия, которая устами отраслевого регулятора – Министерства связи – провозгласила принадлежность к “европейской зоне”, также встала под знамена W-CDMA.
В 1999–2000 гг. тема 3G была модной, она активно подогревалась прессой и производителями телекоммуникационного оборудования. В результате в 3G уверовали многие европейские операторы. Слепая вера в светлую перспективу сетей третьего поколения заставила их забыть о финансовом благоразумии. Например, в апреле 2000 г. в Великобритании аукционная продажа пяти лицензий 3G принесла казне $35,4 млрд (на эту сумму раскошелились BT Cellnet, Orange, One2One, Vodafone и компания TIW, принадлежащая гонконгскому конгломерату Hutchison Whampoa). Четыре месяца спустя британский рекорд был побит в Германии, где шесть победителей аукциона 3G вынули из кошельков $45 млрд (среди победителей оказались новая компания Group 3G, нидерландская KPN, Mannesmann и Deutsche Telekom). Миллиарды, заплаченные за лицензии, поставили многих операторов на грань финансового краха. К примеру, капитализация финской Sonera, затратившей в 2000 г. около $4 млрд на покупку лицензий 3G в Германии, Италии и Испании, к середине 2001 г. упала в 33 раза.
Сетей 3G/W-CDMA ни в 2000 г., ни в течение трех последних лет в Европе так и не появилось. Операторы, купившие за огромные деньги лицензии 3G, вдруг осознали, что не способны предложить в этих сетях ни одной новой услуги помимо тех, что уже имелись в их действующих сетях второго поколения (2G). Однако в 2004 г. на ежегодном конгрессе 3GSM, который прошел в феврале в Каннах, стало очевидно, что кризис миновал. Сотовые операторы не просто один за другим присягали на верность идеям 3G, но и назвали конкретные сроки старта коммерческих сетей третьего поколения. Похоже, что в 3G уверовали даже те, кто еще недавно публично высказывал к нему недоверие. Например, Арун Сарин, президент крупнейшего в Европе сотового оператора Vodafone, в октябре 2003 г. заявил на выставке Telecom World в Женеве: “Если бы трубки 3G были доступны сегодня в больших количествах, мы бы смогли запустить коммерческие сети третьего поколения в сентябре-октябре 2004 г. Но прежде мы должны быть уверены, что услуги в этих сетях будут значительно лучше, чем в сетях второго поколения”. Не прошло и пяти месяцев, как настроения Аруна Сарина изменились. На конгрессе 3GSM в Каннах он заявил: “Мы хотим увеличить оборот, сделав мобильными традиционные офисные приложения. 3G позволит нам достичь этих целей. Мало того, сети третьего поколения станут катализатором развития многих мобильных приложений”. Весной 2003 г. одной из первых в Европе (в Италии и Великобритании) сети 3G запустила компания Hutchison 3G, продвигающая услуги по всему миру под торговой маркой "3". В марте 2004 г. Vodafone запустил сети 3G сразу в семи странах: Германии, Италии, Нидерландах, Португалии, Испании, Швеции и Великобритании. Правда, первая услуга в этих сетях не слишком оригинальна: это карта для высокоскоростной передачи данных с портативных компьютеров через сотовую сеть, продвигаемая под маркой Vodafone Mobile Connect 3G/GPRS. Эта карта позволяет передавать данные со скоростью до 384 кбит/с, что в 10 раз превосходит скорость, доступную при использовании технологии GPRS. “Пусть поначалу абоненты будут передавать по сети 3G всего на пару файлов больше, главное – начало”, – оптимистично заявил Арун Сарин.
Пока сети 3G, которые построил Vodafone, покрывают лишь крупнейшие города и отдельные транспортные пути. При выходе за пределы сети 3G карта Vodafone Mobile Connect 3G/GPRS автоматически переключается на GPRS-сеть этого оператора. В течение 2004 г. Vodafone планирует расширить покрытие сетей 3G и ввести новые услуги. Один из основных конкурентов Vodafone – третий по величине абонентской базы в Европе оператор Orange – начал запуски коммерческих сетей 3G. С лета 2004 г. они действуют во Франции и Великобритании. В отличие от Vodafone, который ставит на мобильные приложения будущего, Orange видит перспективу в конвергенции с сетями фиксированной связи. Orange принадлежит французскому национальному оператору France Telecom, и услуги его сети 3G будут совмещаться с сервисами, которые предлагает сеть фиксированной связи материнской компании. Президент Orange Тьерри Бретон, который одновременно является главным исполнительным директором France Telecom, говорит: “Мы уверены в важности широкополосных сетей – как фиксированных, так и мобильных. В этом заключается стратегия группы France Telecom: абоненты смогут получать “бесшовные” услуги через наши фиксированную, сотовую и интернет-сети”.
Второй по величине европейский сотовый оператор – T-Mobile, входящий в германскую группу Deutsche Telekom, избрал третий путь продвижения в сторону 3G. Эта компания пытается развивать 3G совместно с сетями Wi-Fi, которые обеспечивают высокоскоростной доступ в Интернет в отдельных точках (аэропортах, отелях, бизнес-центрах). “Мы считаем, что недостаточно просто запускать сети 3G. Их будущее слишком сильно зависит от наличия приложений, и мы увязываем развитие сетей третьего поколения с Wi-Fi, – заявил управляющий директор T-Mobile Рене Оберманн. – Наш путь – использовать универсальные устройства 2G/3G/Wi-Fi, которые появятся на рынке уже в этом году”. Идея
T-Mobile состоит в том, чтобы абонент сам выбирал, когда он хочет пользоваться услугами Wi-Fi, когда – 3G, а когда – сетями второго поколения. По данным вице-президента T-Mobile Джо Симса, уже сегодня у компании действуют более 5000 точек доступа (хот-спотов) Wi-Fi в Европе и США, правда, 4200 из них находятся в Новом Свете. “До конца 2004 г. мы планируем довести количество хот-спотов до 10 000, из которых 4000 будут в Европе”, – заявил Джо Симс.
3G по-новому
Неожиданно для Европы на рынке появился альтернативный путь перехода к третьему поколению сетей сотовой связи – стандарт CDMA2000. Он привился в Азии и Америке еще несколько лет назад и до последнего времени мало беспокоил Старый Свет. Все изменилось после появления вариации этого стандарта, который работает на частоте 450 МГц, – CDMA-450. В Европе в этом диапазоне действуют либо устаревшие аналоговые сотовые сети NMT-450, которые одна за другой сворачиваются, либо сети профессиональной радиосвязи стандарта TETRA, который так и не смог проложить себе дорогу на коммерческий рынок.
Первая в мире сеть CDMA-450 появилась в Румынии в декабре 2001 г. (оператор – Zapp Mobile). Год спустя вторую такую сеть запустил петербургский NMT-оператор “Дельта Телеком”, который выбрал для продвижения новых услуг торговую марку “Скай Линк”. Зимой 2003 г. сеть CDMA-450 начала работу в Белоруссии (оператор – “БелСел”). В конце 2003 г. в России возник холдинг “Скай Линк” (его учредили на паритетных началах АФК “Система” и так называемые “питерские связисты” – выходцы из санкт-петербургского холдинга “Телекоминвест”), который провозгласил целью создать сеть CDMA-450 по всей России.
Внедрение в Румынии, России и Белоруссии трудно было назвать мировым успехом CDMA-450. Однако за текущий год этот стандарт существенно продвинулся. Сегодня сети CDMA-450 в коммерческом или тестовом режиме работают в Европе (Латвия, Чехия, Португалия и др.), Азии (Китай, Пакистан, Индонезия и др.), Африке (Мозамбик, Уганда, Кения и др.), Южной Америке (Бразилия, Перу). Но на подходе и другие государства, включая Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Индию, многие страны Азии и Африки (прежде всего ЮАР и Намибия), большинство стран Южной и Центральной Америки. Джо Нордгаард, управляющий директор консультационной фирмы Spectral Advantage LLC и член совета директоров IberiaTel – грузинского оператора CDMA-450, рассказал, что Молдавия уже выделяет частоты под CDMA-450, Балканские страны начали изучение этого вопроса, а Франция, Германия, Великобритания и Ямайка открыли правительственные консультации по CDMA-450.
Джо Нордгаард говорит, что катализатором мирового развития могут стать решения о принятии этого стандарта в Китае и Южной Америке. Схожего мнения придерживается и Абигейл Браун – директор по исследованиям британской консалтинговой фирмы EMC. “Бразилия и Китай, а также крупные страны Азии и Африки станут важнейшими рынками для CDMA-450”, – говорит он.
В Китае уже более половины страны покрыто сетями CDMA-450, однако мобильный режим в них (за исключением Тибетской автономной области) пока запрещен. Тем не менее Джо Нордгаард полагает, что до конца этого года Китай способен разрешить мобильность в сетях CDMA-450. “Этот стандарт в Китае вырос без участия правительства, но теперь масштабы распространения CDMA-450 слишком велики, чтобы его убить”, – утверждает Нордгаард.
В Бразилии местный оператор Anatel совместно с поставщиком оборудования Lucent Technologies этим летом организовал опытную зону CDMA-450. Тесты дали положительный результат, и Anatel полон решимости построить коммерческую сеть CDMA-450 по всей Бразилии. Мало того, в июле 2004 г. Бразилия предложила создать панамериканскую сеть CDMA-450. Это предложение было выдвинуто на заседании CITEL – панамериканской телекоммуникационной комиссии, в которую входят 35 стран Северной, Центральной и Южной Америки.
Схожую цель ставит перед собой и норвежская операторская компания Nordisk Mobilteleson AS – она объявила о планах создания панскандинавской сети CDMA-450. Первый шаг на этом пути Nordisk Mobilteleson AS уже сделала: в июле 2004 г. она выиграла на аукционе лицензию, дающую право на работу в диапазоне 450 МГц в Норвегии. Следующим шагом для Nordisk Mobilteleson AS станет борьба за лицензию CDMA-450 в Швеции – правительство этой страны разыграет право использования диапазона 450 МГц этой осенью.
Еще одна из стран Балтии – Латвия также сделала выбор в пользу CDMA-450. В октябре 2003 г. латвийский регулятор выдал лицензию CDMA-450 местной компании Telekom Baltija. Генеральный директор Telekom Baltija Михаил Зотов сообщил, что в июле компания начала тестовую эксплуатацию, а в октябре 2004 г. начнет предоставление коммерческих услуг CDMA-450 под торговой маркой Triatel. “Уже сегодня сеть Triatel охватывает 40% населения страны. Владельцы лицензий на сети UMTS обещают обеспечить такое покрытие в течение 7–10 лет”, – отмечает Зотов.
Сети CDMA-450 хотят создавать не только владельцы устаревших сотовых сетей стандарта NMT-450 и новые игроки. К ним присматриваются и операторы стандарта GSM. В частности, лицензиями на CDMA-450 интересуются два крупнейших GSM-оператора Украины – UMC и “Киевстар”. Более года назад они подали соответствующие заявки в Госкомсвязи Украины (правда, с тем пор ситуация не продвинулась). Сеть CDMA-450 построил крупнейший GSM-оператор Чехии – компания Eurotel. Менеджер по технической стратегии Eurotel Эдуард Эк сообщил, что сеть CDMA-450 в коммерческом режиме стартовала в начале августа 2004 г. Она сразу охватила всю территорию Чехии, причем в масштабах всей страны доступна технология EV-DO, поддерживающая высокоскоростную передачу данных (до 2 Мбит/с). Уникальность опыта Eurotel состоит в том, что в сети CDMA-450 предоставляются исключительно услуги передачи данных и скоростного доступа в Интернет: для голосовых услуг оператор предлагает сеть GSM.
Осторожная Россия
В России разговоры о выдаче лицензий на предоставление услуг сотовой связи в сетях 3G идут уже не первый год. В марте 2002 г. бывший замминистра связи Юрий Павленко с трибуны форума “Мобильные системы” пообещал, что в течение девяти следующих месяцев конкурс на лицензии 3G будет проведен. В 2003 г. министр связи и информатизации Леонид Рейман и другие представители Минсвязи неоднократно говорили о том, что до конца того же года в России будет принято решение о выдаче таких лицензий и порядке их распределения. Однако этого не произошло, и телекоммуникационное сообщество ожидало объявления правил игры и выдачи лицензий на предоставление услуг 3G на российской территории в 2004 г. Но апрельская смена правительства вновь отложила эти планы. Сейчас представители Мининформсвязи не исключают возможности выдачи лицензий на 3G уже в конце 2005 г.
Еще в 2001–2002 гг. все российские сотовые операторы “большой тройки” создали опытные зоны 3G в Москве и Петербурге. По первым итогам работы опытных зон Национальная ассоциация операторов сетей связи третьего поколения (Ассоциация 3G) разработала принципы распределения лицензий 3G. В начале 2002 г. президент этой ассоциации Александр Крупнов передал предложения Леониду Рейману. Идея Ассоциации 3G заключалась в том, чтобы выдать четыре лицензии, каждая из которых должна действовать по всей территории России. Схема распределения была названа “3 + 1”: три лицензии предлагалось выдать “самым популярным операторам” (читай “ВымпелКому”, “МегаФону” и МТС), а четвертую – “новому игроку”, на роль которого могли претендовать и менее крупные российские сотовые компании, и любые консорциумы, созданные под проект. При этом предполагалось, что все четыре лицензиата будут работать в стандарте W-CDMA.
В начале марта 2004 г. на расширенной коллегии Минсвязи Александр Крупнов выступил с дополнительными предложениями по выдаче лицензий 3G. В добавление к прежнему варианту “3 + 1” он выдвинул еще две опции. Обе они также предполагают выдачу трех лицензий W-CDMA на всю страну и разнятся лишь в способе распределения четвертой лицензии. В одном из новых вариантов предлагается четвертую лицензию (также на стандарт W-CDMA) разбить на семь частей – по количеству федеральных округов. “Это позволит получить лицензии 3G не только национальным операторам, но и игрокам, которые сильны лишь в одном макрорегионе, таким как СМАРТС в Поволжье или “Уралсвязьинформ” на Урале”, – поясняет Александр Крупнов. Второй новый вариант учитывает появление в России сетей стандарта CDMA-450: четвертную лицензию предлагается отдать холдингу “Скай Линк”.
Виртуальные операторы
Необходимо рассказать и о возможном пути развития связи второго поколения, которая в ближайшие годы не перестанет быть востребованной потребителями.
Количество операторов фиксированных сетей ограничивается разве что размерами рынка. В сотовых сетях все иначе: для их создания требуется радиочастотный спектр, который является дефицитным ресурсом во всем мире. Поэтому количество операторов мобильной связи ограничивается отраслевым регулятором, который выдает определенное количество лицензий. Например, в России
на каждой территории не может работать более пяти GSM-операторов, из которых три имеют право строить сети GSM-900 и два – GSM-1800. В мире подобные ограничения научились нивелировать за счет создания “виртуальных операторов” (MVNO, Mobile Virtual Network Operator). Эти компании не имеют ни частот, ни собственных сетей: они договариваются с действующими сотовыми операторами об использовании ресурсов их сетей и продают услуги от своего имени. В Европе, Америке и Юго-Восточной Азии действует несколько десятков “виртуальных сотовых операторов”, среди которых транснациональный Virgin Mobile, ирландский Imagine!, скандинавские Sense Mobile и Chess Communications, каждый из которых обслуживает по несколько миллионов абонентов. Активно использует “виртуальный” способ создания сотовых сетей и европейский оператор Tele2.
В России “виртуальные операторы” начали появляться несколько лет назад, но до сих пор они находятся вне закона. Мининформсвязи не выдает лицензий на MVNO, и каждый игрок в этом секторе рискует столкнуться с судебными неприятностями. Прецедент уже произошел: весной 2004 г. московская компания “Корбина” была вынуждена отбиваться в суде по иску о незаконном предоставлении услуг, который подал против нее Госсвязьнадзор. “Корбина” предоставляет в московском регионе услуги сотовой связи в стандарте D-AMPS, хотя соответствующей лицензией владеет не она, а “ВымпелКом”.
Де-факто “виртуальные операторы” действуют только в Москве и, кроме “Корбины”, все они пользуются сотовой сетью “МегаФон”. Первым “виртуальным оператором”, работающим “поверх” сети “МегаФон-Москва”, в конце 2003 г. стал “Центральный телеграф”. Вслед за ним аналогичные договоры с “МегаФоном” заключили “Матрикс Телеком”, “КантриКом”, “Гарс Телеком” и др. Все они также не располагают сотовыми лицензиями, поэтому открыто не говорят о предоставлении услуг мобильной связи: они камуфлируют свою деятельность под сервис FMC (Fixed-Mobile Convergence), который предполагает доступ к фиксированной и мобильной сетям по единому номеру телефона.
Tele2 пыталась за счет “виртуального операторства” расширить территорию предоставления услуг в России, которая сегодня включает 11 разрозненных областей в разных федеральных округах. Полтора года назад Tele2 попыталась договориться о подобном сотрудничестве с сетью “МегаФон-Москва”, но получила отказ. Из-за этого, а также из-за отсутствия лицензионной ясности “Tele2 Россия” отказалась от этой идеи, решив найти партнеров в своей весовой категории. В конце сентября 2004 г. “Tele2 Россия” объявила о подаче документов на регистрацию совместного предприятия NetCom, по 50% акций которого будет принадлежать Tele2 и самарскому оператору СМАРТС (последний располагает GSM-сетями в 16 регионах России, большая часть которых находится в Поволжье). Среди прочих задач NetCom намерен бороться за лицензию 3G.
Телевизор в кармане
Новые скорости передачи данных в сотовых сетях катализируют появление новых сервисов на базе мобильных телефонов. Вслед за встроенными фотокамерами трубки начали нести и функции телевизора. Пока операторы организуют мобильный телеприем своими силами, но на подходе специальное оборудование для сетей мобильного телевидения.
В июле 2004 г. сотовая компания “МегаФон” начала коммерческое предоставление услуги “Мобильное телевидение” московским абонентам. Для просмотра доступны стандартные эфирные и кабельные телеканалы “Рамблер-ТВ”, “РБК-ТВ”, “Муз-ТВ” и Neo-TV. Для получения телепрограмм сотовый телефон должен “уметь” воспроизводить потоковое видео. Пока таких аппаратов немного – всего 5 моделей, и все они выпущены фирмой Nokia (модели Nokia 3650, 3660, 6600, N-Gage и 7610). Услуга “Мобильное телевидение” имеет фиксированную плату $19 в месяц, что сравнимо с величиной ARPU у большинства сотовых операторов.
Первый российский оператор мобильного телевидения работает в Москве с января 2003 г. Это ООО “Цифровое телерадиовещание” (ЦТВ), которое выбрало необычный сегмент аудитории – владельцев дорогих иномарок. ЦТВ устанавливает в автомобили телевизионные комплекты стоимостью от $4000 и выше. Ценовой барьер сыграл свою роль – по словам пресс-секретаря ЦТВ Ивана Ловкова, сегодня компания обслуживает лишь несколько сотен абонентов.
И ЦТВ, и “МегаФон” организовали мобильные телетрансляции своими силами. ЦТВ применил европейский стандарт цифрового телевидения DVB-T, с помощью технических ухищрений добившись удовлетворительного качества приема телесигнала в движущемся транспорте. “МегаФон” настроил телетрансляцию по сети GPRS и даже предупреждает абонентов в официальных документах: “Название “Мобильное телевидение” является условным обозначением, услуга с этим названием не имеет отношения к телевизионному вещанию. Услуга предоставляется на основе передачи данных и телематических служб в соответствии с лицензиями Минсвязи на предоставление услуг передачи данных и на предоставление услуг телематических служб”.
Однако на подходе готовые решения для создания сетей мобильного ТВ. В мире уже появился специальный стандарт цифрового мобильного телевидения – DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld), принятие которого активно лоббировали NEC Corp. и Nokia. За счет использования IP-технологии стандарт DVB-H позволяет передавать в 10–15 раз больше телепрограмм, чем DVB-T. Правда, картинку DVB-H можно смотреть лишь на небольшом экране мобильного телефона, тогда как DVB-T обеспечивает высокое качество изображения даже на гигантской плазменной панели.
Менеджер по развитию услуг мобильного телевидения Nokia Кай Уве Прокки сообщил, что этой осенью в Финляндии будет запущена широкомасштабная опытная зона мобильного ТВ. Участниками эксперимента помимо Nokia станут два крупнейших сотовых оператора страны – TeliaSonera и Radiolinja, два крупнейших оператора платного телевидения – Nelonen и mTV3, эфирный телевещатель YLE и сеть кабельного телевидения Digita. “Опытная зона охватит Хельсинки и все окрестности, а для испытаний будут приглашены 500 частных пользователей”, – говорит Прокки.
Иван Ловков считает, что решающее значение для мобильного приема имеет контент. “Конечно, на первых порах мобильное телевидение, как и любая необычная услуга, будет экзотикой”, – уверяет гендиректор “МегаФон-Москва” Игорь Парфенов. Но со временем трансляция телепередач в телефоне станет для людей таким же привычным делом, как загрузка новых мелодий или картинок”.