СУТЬ ДЕЛА: Незримая связь


Первые шаги

Пятнадцать лет назад, когда в России зарождался телекоммуникационный рынок, никому и в голову не приходило, что можно дать связь иначе, как по проводам. Единственной радиотехнологией, которую Россия унаследовала от СССР, стала сеть “Алтай”. Она стартовала в 1972 г. и обслуживала советскую номенклатуру по всей стране. Комплект “Алтая” был столь громоздким, что помещался лишь в багажнике автомобиля. Несмотря на то что с тех пор “Алтай” морально устарел, фрагменты сети продолжают действовать во многих российских городах и по сей день, обслуживая по несколько сотен абонентов. Крупнейший кусок “Алтая” сохранился в Санкт-Петербурге. Поддерживающий его местный оператор “Северо-Западный Телеком” обслуживает в этой сети около 1500 абонентов. В Москве аналогичную систему долгое время поддерживала компания “АСВТ”. “Однако в 1996 г. “АСВТ” демонтировала столичный “Алтай”, заменив его на более современную систему транкинговой связи”, – рассказывает технический директор “АСВТ” Сергей Мишенков.

Первой радиотехнологией, которая закрепилась на новом беспроводном рынке России, стала сотовая телефонная связь. Тогда в России был избран аналоговый стандарт NMT-450 (Nordic Mobile Telephone), привившийся в скандинавских странах. Первым оператором в этом стандарте стала петербургская компания “Дельта Телеком”, начавшая свою деятельность в сентябре 1991 г. Технический директор ЗАО “Дельта Телеком” Геннадий Голант вспоминает, что в то время сотовый телефон стоил около $2000, подключение к сети – еще $2000, а одна минута эфирного времени – почти $1. Единственная тогда модель телефона, работавшая в сети “Дельта Телеком” (аппарат Mobira MD 59 NB2 производства компании Nokia), весила около 3 кг. За первые два года работы “Дельта” подключила 2600 абонентов.

Вслед за NMT-450 на российский рынок пришел еще один сотовый стандарт – американский AMPS. Первую коммерческую сеть в этом стандарте в январе 1993 г. запустила компания “ВымпелКом”. И наконец, в 1995 г. в России стартовал стандарт GSM, который за несколько лет перевернул рынок мобильной связи. Интересно, что первым GSM-оператором в стране стала компания не из Москвы и не из Петербурга. Роль первооткрывателя досталась фирме “Нижегородская сотовая связь”. Ее GSM-сеть была запущена в июне 1995 г.

Сотовые сюрпризы

С тех пор аналитики и участники рынка ежегодно делают поправки в своих прогнозах. Рост российского сотового рынка опережает самые смелые ожидания. Например, по итогам 2003 г. Россия заняла второе место в мире по абсолютному приросту сотовых абонентов, уступив лишь Китаю. Прирост был достигнут за счет увеличения абонентской базы GSM-сетей: из 17,3 млн человек, подключившихся в прошлом году к сотовым сетям, более 16,5 млн выбрали операторов именно этого стандарта. По данным президента Всемирной ассоциации GSM Роба Конвея, в мире за 2003 г. GSM-сети подключили 180 млн новых абонентов, т. е. на Россию пришлось почти 10% мирового прироста мобильного рынка.

Быстрый рост российского сотового рынка продолжается и в 2004 г. По данным исследовательской фирмы ACM-Consulting, на 31 августа 2004 г. общее количество абонентов сотовых сетей по всей стране превысило 55,6 млн человек. Пока по абсолютным показателям лидируют две российские столицы. По тем же данным, в Москве насчитывалось 14,3 млн пользователей сотовой связи, а в Петербурге — 4,8 млн пользователей. Но все участники рынка сходятся во мнении, что будущее российского мобильного рынка – за регионами: уровень проникновения услуг сотовой связи в столицах уже близок к насыщению. По данным ACM-Consulting, в Москве проникновение уже превышает 84,4%, а в Петербурге – 76,2%. В 2004 г. ежемесячно в России прибавляется примерно по 2 млн новых сотовых пользователей, тогда как год назад среднемесячный прирост составлял около 1 млн человек.

Рынок продолжает удивлять. Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский отмечает, что за этот месяц в России прибавилось 3,1 млн новых абонентов сотовых сетей. При этом по количеству новых подключений доминируют теперь регионы. За август в Москве к сотовым сетям подключились 574 000 человек, в Петербурге – 146 000, а в регионах – почти 2,4 млн пользователей.

Регионы таят в себе огромный потенциал роста: в среднем по России уровень проникновения сотовой связи составляет чуть более 38%, а без учета Москвы и Петербурга – и вовсе около 30%. Это понимают не только операторы, которые осваивают регионы один за другим, но и продавцы сотовых телефонов. Например, уже сегодня владелец крупнейшей дилерской сети в России – компания “Евросеть” – располагает салонами связи в 64 из 89 регионов России. Общее количество торговых точек компании составляет 770, из них 460 магазинов находятся в 175 региональных городах. Управляющий “Евросети” Евгений Чичваркин говорит, что к концу 2004 г. компания намерена довести общее количество торговых точек до 900.

Космическая связь

Несмотря на широкое распространение стандарта GSM в России и мире, на земле остается большое количество мест, не охваченных сетями этого стандарта. Среди них – северные территории, тайга, океанская поверхность. Но мобильная связь требуется и там, и сотовый вакуум поспешили заполнить сети мобильной спутниковой связи. В отличие от сотовых сетей, действующих лишь в небольшом радиусе вокруг базовых станций, такие сети замыкаются на спутник, который зачастую может обеспечить охват половины российской территории. Пока в России в этом сегменте действуют три оператора – “Морсвязьспутник” (представляющий международную сеть Inmarsat), “ГлобалТел” (эксклюзивный провайдер услуг глобальной сети спутниковой связи GlobalStar в России) и “ТМ САТ” (эксклюзивный сервис-провайдер спутниковой сети Thuraya). “ГлобалТел” обслуживает более 16 000 абонентов, а “ТМ САТ” планирует к концу 2004 г. достичь уровня 3000. “Морсвязьспутник” обслуживает порядка 15 000 клиентов, но 90% из них – речные и морские суда, зачастую ходящие под иностранным флагом.

По оценкам НИИ Радио (НИИР), в 2005 г. уровень проникновения спутниковой мобильной связи в России может составить 0,35–0,7%, или

500 000–1 млн абонентов. “При условии предоставления услуг по конкурентоспособным тарифам к 2015 г. абонентская база сетей мобильной спутниковой связи в России достигнет 4,5 млн абонентов (уровень проникновения – 3%)”, – говорит сотрудник НИИР.

“Уже сейчас Россия является “спутниковым раем”, поскольку темпы привлечения абонентов, а также объемы их потребления значительно превышают среднемировые. В частности, российские клиенты сети Inmarsat, составляя около 5% абонентской базы, генерируют более 17% всего трафика компании”, – отмечает эксперт рынка спутниковой связи Сергей Рыжиков из фирмы “Рыжиков и партнеры”.

На подходе и новые проекты. В 2005 г. планирует начать работу новая компания “Технологии Иридиум”, которая хочет возродить продвижение в России услуг глобальной сети спутниковой связи Iridium. В 1998–2000 гг. у Iridium был российский партнер – ОАО “Иридиум Евразия”. Вслед за банкротством Iridium LLC в 2000 г. работу прекратила и “Иридиум Евразия”, после чего потеряла право пользования частотами и лишилась операторской лицензии. Заместитель гендиректора ЗАО “Технологии Иридиум” Александр Уфимцев сообщил, что его компания уже получила необходимую лицензию.

Собственный проект в сфере мобильной спутниковой связи уже несколько лет вынашивает московское НПО “Кросна”. Оно выступило инициатором и разработчиком проекта создания региональной спутниковой сети “Садко”. Для реализации проекта “Кросна” создала специальную компанию – “Садко-Телеком”. По словам первого заместителя гендиректора НПО “Кросна” Леонида Демченко, полная стоимость создания сети “Садко” составляет не менее $400 млн, а срок реализации – 3–3,5 года с момента начала финансирования. Сейчас “Кросна” продолжает поиск финансовых партнеров в проект “Садко”.

Данные без проводов

Зачастую пользователю не нужна мобильность, но ему требуется быстрота получения услуг связи и возможность переносить с места на место номер в случае перемещения в другой офис или квартиру. При традиционном проводном подключении операторы не гарантируют сохранение номера при переезде, а прокладка кабеля может занять многие недели или вовсе оказаться для оператора экономически невыгодной. Эту нишу рынка закрыли услуги абонентского радиодоступа. Их продвигают многие операторы фиксированной связи. Поначалу, в 1995–2000 гг., оборудование радиодоступа было способно организовать по воздуху 1–2 телефонные линии или доступ в Интернет на скорости до 64 кбит/с. В последние годы операторы один за другим строят сети широкополосного радиодоступа, которые позволяют передавать целый набор услуг – от многоканальных телефонных номеров до высокоскоростного доступа в Интернет. Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий московской компании CompTek – дистрибьютора и производителя радиооборудования, говорит: “Потребности рынка постоянно растут, абонентам беспроводных сетей необходимы все большие скорости, новые сервисы, поэтому для оператора их внедрение – это вопрос выживания”.

Сегодня оборудование радиодоступа в Москве используют компании “Комстар Объединенные Телесистемы”, “Голден Телеком”, “Корбина Телеком”, ArtCommunications, “АМТ”, “Мастертел”, “Московская сотовая связь” (сеть радиодоступа под маркой “Аларис”), “Роснет”, “Стартелеком”, “Таском”, “Эквант”, “Юнител” и др. В Петербурге сети радиодоступа построили операторы “ПетерСтар”, “Метроком”, “Голден Телеком”, “Роснет”, “Ланк Телеком”, “Инар”, “Линия связи” (марка “Балт Лайн”), ArtCommunications. “Мы используем оборудование широкополосного радиодоступа и для временных решений – на период прокладки кабеля, – и для постоянных – в тех местах, прокладка кабелей к которым технически невозможна или не оправдывает себя по экономическим соображениям”, – рассказывает вице-президент компании “Корбина Телеком” Александр Малис.

Все больше операторов хочет заняться радиодоступом. Станислав Рыбалко объясняет этот так: “Преимуществом радиодоступа является относительно низкая стоимость вхождения на рынок: не нужно прокладывать многочисленные кабели, инвестировать в инфраструктуру”. При этом частот на всех не хватает, поэтому операторы осваивают все новые и новые частоты, двигаясь вверх по диапазону. Начав с частот 2,4 ГГц, они быстро освоились и в диапазоне 3,5 ГГц, а сейчас активно осваивают частоты 5 ГГц и выше. “Переход в 5 ГГц говорит о том, что возможности сетей в более низких частотных диапазонах практически исчерпаны, по крайней мере – для предоставления качественных услуг для корпоративного сегмента в крупных мегаполисах”, – говорит гендиректор компании ArtCommunications Александр Охотников.

Схожую с радиодоступом идею использует и технология Wi-Fi. Ее отличия от радиодоступа состоят в ограниченности набора услуг (лишь доступ в Интернет) и территории (кафе, вокзал, аэропорт, холл отеля). Зато Wi-Fi позволяет бизнес-пользователям, вооруженным ноутбуками, оперативно заходить в Интернет или работать с электронной почтой. Сейчас точки доступности услуг Wi-Fi (называемые английской калькой “хот-споты”) как грибы появляются во всех местах потенциального скопления бизнесменов и зарубежных туристов. Наиболее активны в этом секторе рынка компании “Таском” и “Моском”, “Голден Телеком” (которому эти ресурсы достались от поглощенного ОАО “Комбеллга”), “Комстар” в Москве и “Квантум” с “ПетерСтаром” в Петербурге. “В России наберется всего 10–15 компаний, которые развивают Wi-Fi с коммерческой целью как отдельный проект. Некоторые просто используют такие технологии для организации, например, последней мили”, – говорит аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков. Руководитель пресс-службы “Комстар Объединенные Телесистемы” Юлия Ясиновская отмечает, что в основном для заказчиков проекты Wi-Fi носят имиджевый характер.

Технологией Wi-Fi заинтересовались и сотовые операторы – МТС, “ВымпелКом” и “МегаФон”, но и для них организация точек Wi-Fi пока скорее имиджевый ход, нежели бизнес. “Пока задача получить доход от предоставления услуг Wi-Fi не стоит, – говорит специалист службы по связям с общественностью “ВымпелКома” Артем Минаев. – Но, глядя на динамику роста спроса на услуги передачи данных, мы делаем ставку на востребованность Wi-Fi в долгосрочной перспективе. К тому же в России беспроводная передача данных развивается более динамично, чем на Западе. Если Москва оснащена проводной связью на довольно высоком уровне, то уже в Подмосковье этот уровень значительно ниже”.

Директор по новым технологиям Северо-Западного филиала ОАО “МегаФон” Денис Ночевнов видит причины малой распространенности услуг Wi-Fi в России в отсутствии спроса на них. “Услугами Wi-Fi пользуются единицы, далеко не все знают о том, что это такое, какие преимущества предоставляет технология. В отличие от голосовой мобильной связи, необходимость которой ясна каждому, потребность в Интернете еще не достаточно сформирована. Другой очень важный момент — неготовность владельцев гостиниц, бизнес-центров, кафе и проч. участвовать в подобных проектах”, – говорит Ночевнов.

Возможно, ситуацию с Wi-Fi исправит появление его технологического продолжения – стандарта WiMAX. По словам генерального менеджера подразделения Intel Communications Group Шона Мэлоуни, технология WiMAX дополняет возможности беспроводных локальных сетей, соединяя центры доступа Wi-Fi с Интернетом и предоставляя альтернативное беспроводное решение “последней мили” для широкополосного подключения к Интернету офисов и жилых домов. “Провайдеры услуг беспроводного доступа и производители телекоммуникационного оборудования активно осваивают технологию WiMAX из-за колоссальных экономических преимуществ, которые дает ее применение для подключений “последней мили” в значительной части мира, где использование проводных подключений обошлось бы слишком дорого, – отметил Мэлоуни. – WiMAX-сертифицированные системы станут конструктивной основой для подключения к Интернету следующих 5 млрд пользователей и положат начало настоящей революции широкополосного беспроводного доступа”. Станислав Рыбалко утверждает, что первые образцы нового оборудования WiMAX должны появиться до середины 2005 г.

Главная проблема

Все участники рынка хором говорят о единственном препятствии на пути беспроводных технологий в России – проблеме с получением частот. “Основная и, пожалуй, единственная трудность сегодня – это трудность получения радиочастот”, – говорит Александр Малис. “Развитие беспроводных технологий в России очень сильно зависит от наличия частотного ресурса, который, как известно, принадлежит государству, – добавляет Станислав Рыбалко. – Для начала работы каждому оператору беспроводной сети необходимо пройти непростую и длительную процедуру согласования и получить разрешение на использование соответствующих частот”. “Сроки рассмотрения заявок на получение частотного ресурса по-прежнему велики”, – сетует гендиректор петербургской компании “Квантум” Игорь Бобов.

По данным Министерства информтехнологий и связи, сегодня около 95% всего частотного спектра в России принадлежит Министерству обороны

и различным спецслужбам. Но даже если военные добровольно уступят часть своего частотного ресурса, это всего половина дела: конверсия частот – процесс длительный и дорогостоящий. Зато сроки рассмотрения частотных заявок с этой осени несколько сократились.

Новый порядок вступил в силу 9 августа 2004 г., после того как Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) утвердила “Положение о… порядке принятия решения о присвоении радиочастот…”. Одно из главных отличий нового порядка состоит в том, что всю работу по обработке заявок теперь будет проводить один орган – подведомственное Федеральному агентству связи ФГУП “Главный радиочастотный центр” (ГРЧЦ), тогда как раньше этим занимались еще несколько соисполнителей, включая Государственный специализированный проектный институт радио и телевидения (ГСПИ РТВ) и НИИ Радио. По словам замдиректора ГРЧЦ Юрия Лысенко, это позволяет сократить срок рассмотрения заявок до четырех месяцев. За это время ГРЧЦ проводит экспертизу заявок, расчет электромагнитной совместимости заявленного оборудования с действующими радиосредствами, согласует частоты с силовыми структурами, а также готовит документы для международной координации (в случае применения частот в 300 км от границы России или ближе), которой занимается администрация связи. По итогам обработки заявки ГРЧЦ выдает заключение о возможности использования радиочастот, при наличии которого Федеральное агентство связи (ФАС) выдает разрешение на их использование. ФАС планирует выдавать разрешения в течение 1,5–2 месяцев. Заместитель руководителя ФАС Андрей Бескоровайный сообщил: “Новый закон о связи отводит нам на процедуру присвоения радиочастот 120 дней. Однако мы рассчитываем, что реальные сроки будут существенно сокращены”.

В России скопился гигантский неудовлетворенный спрос на частоты: из-за реорганизации правительства и Минсвязи частоты не назначались с февраля. По данным Юрия Лысенко, сейчас в ГРЧЦ ежедневно поступает около 100 заявок на частоты. Тем не менее он обещает, что объявленные сроки рассмотрения будут выдержаны: в штате этого органа работает 500 специалистов.

Столичная компания “АМТ” еще в начале 2004 г. подала заявку на использование частот в диапазоне 300 МГц для создания в Москве сети радиосвязи стандарта TETRA. “Мы очень надеемся, что вопросы [выдачи частот] будут решаться быстрее, – комментируя новый порядок выдачи частот, говорит начальник отдела маркетинга ЗАО “АМТ” Юрий Лихачев. – Реорганизация затормозила деятельность операторов, а бизнес не может по полгода ждать выдачи документов”. Особенность ситуации “АМТ” состоит в том, что она даже не просит новых частот. С 1990 г. компания эксплуатирует транкинговую сеть аналогового стандарта МРТ-1327 на частотах 300–350 МГц и лишь просит разрешить ей использовать часть этих частот для создания новой цифровой сети.