МИРОВОЙ БИЗНЕС: Против течения


В отличие от многих японских компаний, которые ради снижения затрат поначалу переводили производство в страны Юго-Восточной Азии, а теперь – в Китай, Canon продолжает работать в основном в Японии. Компания решила не сэкономить деньги на дешевой рабочей силе, а потратить их на инновации, чтобы сохранить за собой лидерство в сегменте высококачественной электроники (в частности, цифровых фотокамер). “В цене мы не можем конкурировать с новыми индустриальными странами, – говорит Фуджио Митараи, президент Canon. – Но если стоит вопрос о качестве изображения, тут японский производитель не может проиграть”. В ближайшие три года 80% капиталовложений будет направляться на исследования и разработки в Японии.

Новые технологии сокращают срок жизни цифровых камер на рынке: если раньше одну модель можно было продавать в течение 3–5 лет, то сейчас она устаревает уже через год. Чтобы оставаться конкурентоспособной, повышая при этом качество (а следовательно, и цену) продукции, Canon приходится ускорять и рационализировать процесс разработки и производства. Работая вместе в Японии, группы разработчиков и производителей помогают друг другу советами. Более высокие расходы (среднемесячная зарплата в Японии составила в 2003 г. $3737, а в Китае – $126) не подрывают рентабельность Canon. Во II квартале ее прибыль выросла на 36%, и, по прогнозу компании, 2004 год станет пятым годом подряд, в котором она получит рекордную прибыль (на этот раз $2,9 млрд).

А вот китайской Haier Group дома не сидится. Компания открыла завод в штате Северная Каролина, а в ее штаб-квартире на Манхэттене клиенты могут полюбоваться на кухонный автомат для розлива пива в виде бочонка, телевизор в виде лягушки, который сначала задает детям вопросы по математике, а уж затем разрешает посмотреть шоу, и на холодильник со сдвигающимися дверьми.

Haier начала продавать компактные холодильники в США еще в 1995 г. и сейчас занимает 50% этого сегмента рынка. Решив продавать холодильники большого размера, руководители Haier поняли, что дешевле выпускать их в США: для доставки из Китая нужно несколько недель и огромные транспортные мощности и склады. В 2000 г. компания вложила $40 млн в строительство завода в Северной Каролине, и местные власти оказали ей полное содействие. “Вместо того чтобы смотреть, как наши рабочие места утекают в Китай, мы хотим воспользоваться тем, что сейчас там происходит, – говорит Боб Фэйт, министр торговли штата. – Haier – это своего рода китайская General Electric. И если такая крупная компания хочет расти, она обратит внимание на крупнейший рынок в мире”.

Haier прогнозирует, что ее годовые продажи в США к 2006 г. удвоятся, достигнув $1 млрд. Она уже продает свою продукцию в Канаде и недавно заключила первый договор на поставки в Мексику. По последним оценкам лондонской фирмы Euromonitor International, в 2002 г. Haier занимала пятое место в мире среди производителей кухонного оборудования: ее доля рынка выросла в том году с 3,2% до 3,8%. Ее примеру начинают следовать другие компании. Так, крупнейший китайский производитель бытовой электроники TCL в конце 2003 г. создал совместное предприятие по производству телевизоров и DVD-проигрывателей с французской Thomson. (WSJ, 1.10.2004, Михаил Оверченко)