Телевизионные гиганты могут купить Adelphia


Adelphia, занимающая пятую строку в списке ведущих кабельных операторов США, обанкротилась в 2002 г. в результате финансового скандала, в котором оказались замешаны руководители и основатели компании. В рамках процедуры банкротства активы Adelphia, в частности кабельные сети в Лос-Анджелесе и Флориде, были выставлены на торги. Как ожидается, их продажа позволит выручить порядка $17 млрд и приведет к дальнейшей консолидации рынка кабельных коммуникаций, число игроков на котором и сейчас невелико.

Потенциальные покупатели проявили к торгам огромный интерес. Большинство из них составляют небольшие венчурные компании, действующие при поддержке фондов прямых инвестиций. Эти компании, в отличие от альянса Time Warner и Comcast, вряд ли могут претендовать на приобретение всего бизнеса Adelphia, однако не исключено, что часть ее активов им все же может достаться.

На данный момент у Comcast, владеющей сетями в Бостоне, Филадельфии и Чикаго, насчитывается 21,5 млн абонентов. У Time Warner (сети в Нью-Йорке, Хьюстоне и Роли, Северная Каролина) 10,9 млн абонентов, у Adelphia – 5,2 млн. “Естественно, две крупнейшие компании надеются получить основной кусок, но и другим кое-что, возможно, перепадет”, – говорит Том Волзин, аналитик из компании Sanford C. Bernstein & Co.

Совместное участие в торгах двух лидеров рынка, скорее всего, вызовет ряд вопросов у антимонопольных органов. В этом году Конгресс США постановил, что аудитория одной телекомпании не может составлять более 39% всех телезрителей в стране, тогда как Федеральная комиссия по связи (FCC) ранее одобрила предельную квоту в 45%. Защитники прав потребителей опасаются, что на рынке кабельных сетей монополизация также может представлять серьезную угрозу. Особую тревогу вызывает Comcast, контролирующая уже почти 20% рынка, к тому же эта корпорация является крупнейшим оператором широкополосного доступа в Интернет. “В демократическом обществе одна организация не должна получать слишком много власти, в частности над судьбой отдельных каналов”, – говорит Харолд Фелд, заместитель директора общественной юридической ассоциации Media Access Project.

Дэвид Коэн, вице-президент Comcast, утверждает, что рост его компании никак не угрожает потребителям. “На рынке видеоконтента очень сильна конкуренция, существуют ведь еще спутниковые каналы, – поясняет Коэн. – Поэтому увеличение клиентской базы Comcast и Time Warner не ущемит интересы потребителей”.

За последние 20 лет рынок кабельных сетей успел значительно консолидироваться. Изначально он был сильно фрагментирован – на нем были представлены десятки мелких, в том числе семейных, предприятий, но затем их поглотили гиганты вроде Comcast, Time Warner и Adelphia.

Comcast заинтересована в покупке сетей Adelphia в Лос-Анджелесе, для Time Warner лакомым куском является сеть Adelphia в Нью-Йорке, активы обанкротившейся компании во Флориде были бы выгодным приобретением для обоих лидеров. Аналитики считают, что их совместная сделка позволила бы с наименьшими налоговыми расходами решить проблему, связанную с судьбой 21%-ного пакета Time Warner, принадлежащего Comcast. Time Warner могла бы, к примеру, стать основным покупателем активов Adelphia, а затем передать Comcast часть этих активов в обмен на собственные акции. (WSJ, 27.09.2004, Александр Силонов)