Россия: МВА в дефиците


Специалистов по корпоративному управлению “растят” в том числе программы МВА (Master of Business Administration) и Executive МВА. Эксперимент по признанию этой степени в России, начатый в 1999 г., в прошлом году был завершен, а его итоги признаны чиновниками успешными. Теперь уже не три десятка, отобранных Министерством образования, а все 80–100 учебных заведений страны, предлагающих обучение по программам МВА, при наличии соответствующей аккредитации могут выдавать государственный диплом.

“Объективно у российской экономики потребность в обладателях МВА колоссальная, – считает Андрей Гусев, президент Профессиональной ассоциации русскоговорящих выпускников ведущих школ бизнеса CluMBA. – Выпускников МВА можно сравнить с кадровыми военными для армии. Даже после поправок на размер экономики России надо не менее 30 000 выпускников в год”.

По данным Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ежегодно в России получает степень МВА около 3000 человек. Еще около 150–200 россиян проходит обучение за рубежом. В общей сложности получается 3200 человек – меньше, чем в США в 60-е гг. Для государства с населением 141,1 млн человек это капля в море.

“Конечно, нам нужно больше выпускников с МВА, – говорит президент РАБО Леонид Евенко. – У китайцев сейчас уже 15 000. Если у нас будет годовой выпуск около 10 000, мы получим уже какую-то критическую массу. Это минимальная цифра”.

По данным справочника Peterson’s MBA Programs, в мире насчитывается более 2900 программ Master of Business Administration, которые предлагают свыше 900 учебных заведений. На них в 2002 г. училось около 350 000 человек во всем мире. Получается, что студенты из России составляют всего около 1% от этой армии.

Для сравнения, в США на программах MBA обучается около 100 000 человек в год – почти в 30 раз больше, чем в России. Разница налицо, даже если принять во внимание, что в ведущих американских школах велик процент иностранных студентов (в среднем около 30%, в Wharton – 39%), и сделать поправку на двукратную разницу в численности населения.

Впрочем, США – мировой лидер в области бизнес-образования: американские учебные заведения занимают 57 мест в рэнкинге 100 лучших бизнес-школ мира газеты Financial Times. В Европе программ МВА меньше. В Великобритании, стране с населением 59,2 млн, сейчас около 200 программ МВА. Ежегодно их заканчивает более 10 000 человек – примерно втрое больше, чем в России. О динамике развития говорят такие цифры: в 1967 г. в стране было всего две программы, в 1995 г. – около 130. В 40-миллионной Испании, по данным сайта TodoMBA.com, насчитывается уже 330 учебных заведений, предлагающих обучение на степень МВА, ее испанский аналог Master en Direccion de Empresas и Executive МВА.

В Германии (население – 82,5 млн человек) степень МВА была официально признана только в конце 90-х. До этого немцы традиционно учились на экономиста, изучая “экономику предприятия”. В 2002 г. по программам МВА в Германии и за рубежом училось в общей сложности около 1800 человек. Сейчас их уже примерно 3000, как и в России. Только на очных программах в США обучается около 900 граждан Германии.

В соседней Польше (8,6 млн человек), по данным сайта Szkola Glowna Handlowa (SGH), в настоящий момент уже более 30 программ МВА и Executive МВА. Несмотря на то что в Польше диплом МВА до сих пор не признан официально, Варшавский университет уже более 10 лет предлагает двухгодичную EMBA вместе с University of Illinois.

Кстати, именно такой путь – воспитание собственных специалистов в области бизнес-администрирования в сотрудничестве с зарубежными бизнес-школами – широко используют в Китае. В 1997 г. на заседании Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB) его представители заявили, что стране в течение 10 лет потребуется 1,4 млн специалистов с МВА. Сегодня в Китае действует около 170 программ и еще 20 находится в стадии организации. Дипломы МВА получает, по различным данным, от 8000 до 15 000 человек в год. China Europe International Business School (CEIBS), основанная в 1994 г. при участии European Foundation for Management Development (EFMD) и Европейского союза, добралась уже до 53-го места в рейтинге FT.

Есть и другие возможности для увеличения количества программ МВА в России. Например, их организацией могли бы заняться многие технические вузы, пока слабо представленные среди бизнес-школ страны.

По свидетельству Леонида Евенко, в экспертном совете по бизнес-образованию при Министерстве образования сейчас ожидает рассмотрения более 10 заявок на организацию новых программ МВА. “Напор довольно серьезный, но мы не торопимся их удовлетворять. Нужно, чтобы был определенный фильтр”, – замечает он.

Профессор Евенко опасается, что резкий рост количества программ может привести к ухудшению качества преподавания. “Нам нужно предпринять серьезные усилия, чтобы избежать излишнего академизма. К сожалению, у нас прижился лекционный вариант МВА. Это неплохо, но это не совсем то, что нужно”, – заключает он.