Есть ли МВА за пределами МКАД?


География распространения программ МВА в России может служить одним из индикаторов развития ее экономики. По данным Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) на конец прошлого года, 82% учебных программ этого класса сосредоточены в пределах Московской кольцевой автодороги. Даже в Санкт-Петербурге их в девять раз меньше – всего 9%. И столько же приходится на все регионы, вместе взятые.

Точных данных по количеству программ МВА в регионах пока не существует. Однако известно, что для участия в завершившемся эксперименте по реализации программы МВА в 2000 г. было отобрано 29 региональных вузов. В РАБО сейчас зарегистрировано более 40 вузов из 13 регионов, однако многие из них пока лишь планируют запуск собственной программы МВА. При этом есть такие учебные заведения, которые предлагают МВА и не являются членами РАБО.

Специалисты утверждают, что в российских регионах, если не считать Петербурга, существует порядка 30–40 различных программ МВА. “Это пока лишь островки, отдельные энтузиасты. Это еще дело очень новое для нашей страны”, – говорит президент РАБО Леонид Евенко. Впрочем, по его словам, скоро программ МВА в регионах станет больше: в Экспертном совете по бизнес-образованию при Министерстве образования и науки ожидают рассмотрения около 20 заявок на открытие подобной программы, и две трети из них поданы региональными учебными заведениями.

География предложения МВА за пределами Москвы и Северной столицы отражает неравномерность экономического развития регионов. К примеру, в Нижнем Новгороде уже ведется обучение по четырем программам МВА. Во многих других городах нет ни одной программы вовсе, и люди вынуждены либо ездить на очные сессии модульных программ в Москву, либо учиться дистанционно.

В последнее время “экспортом” программ МВА в глубинку активно занялись московские школы. Например, в упомянутом Нижнем Новгороде и в Перми открыла филиалы Высшая школа экономики. А международный центр программ MBA Томского политехнического университета с этого года ведет обучение по программе Московской международной высшей школы бизнеса “МИРБИС”. Ее представитель – директор программы МВА Николай Попков говорит, что и в Москве, и в Томске слушатели занимаются по одному и тому же учебному плану и по одним и тем же учебникам. Примерно 40% предметов читают преподаватели из столицы, которым приходится для этого летать в Томск, 60% – местные их коллеги. Пока группа невелика, всего 10 человек, но Попков уверен, что количество учащихся будет расти.

Основанный в 1991 г. Калининградский институт международного бизнеса (КИМБ) сотрудничает сейчас с Государственным университетом управления (ГУУ). Спрос на программу MBA здесь превысил предложение: в группе сейчас учатся 34 человека, хотя планировали набрать всего 20. По словам начальника отдела координации и маркетинга ГУУ Эсфири Танцман, около 95% слушателей – первые лица местных предприятий.

Некоторые вузы вводили программы MBA вместе с партнерами из столицы, но потом ушли в самостоятельное плавание. К примеру, в Урало-Сибирском институте бизнеса (УСИБ), где программу МВА организовали еще в 1998 г., первые три выпуска осуществили при участии Международного института бизнеса Российского университета дружбы народов (РУДН). Сейчас работают самостоятельно, подготовлено уже пять выпусков. Акцент делается на case-studies, причем, по словам администратора программы Анны Ивановой, 85% “кейсов” позаимствованы из опыта консалтинговых проектов, выполненных в Урало-Сибирском регионе, оставшиеся 15% основаны на российском и зарубежном материалах.

Во многих случаях программы МВА в региональных вузах были организованы при содействии зарубежных партнеров. Например, учебный план программы бизнес-школы Воронежского госуниверситета (ВГУ), созданной в 1995 г., был разработан при участии учебных заведений Ирландии, Дании и Нидерландов в рамках европейского проекта TACIS. Слушатели выполняют итоговые работы на материале компаний, в которых работают.

Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) предлагает программу МВА, в реализации которой принимают участие преподаватели бизнес-школы ESIDEC (Франция). По окончании учебы кроме государственного диплома слушателям выдается совместный сертификат этой французской школы и КГФЭИ.

Факультет бизнес-образования Архангельского государственного технического университета (АГТУ) организовал совместную программу МВА с Институтом международного бизнеса и коммуникации Балтийского государственного технического университета “Военмех” им. Д. Ф. Устинова (БГТУ) и норвежской бизнес-школой Университетского колледжа в Буде (Bodo University College). Как рассказал декан ФБО АГТУ Сергей Ершов, программа работает при поддержке фонда “Евразия” и Баренц-секретариата (The Barents Secretariat) – органа совместной Российско-норвежской Баренц-программы, предусматривающей реализацию нескольких десятков проектов в регионе Баренцева моря. Субсидии позволяют поддерживать цену на минимальном уровне: двухгодичная программа стоит всего 26 000 руб. По окончании слушатели получают два диплома – норвежский и российский (БГТУ).

Российско-американская программа бизнес-менеджмента на базе Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса – это фактически подготовительные курсы МВА. В течение года слушатели на вечерних занятиях изучают Foundation Program, а по завершении его получают сертификат. Параллельно ведется подготовка к сдаче тестов TOEFL и GMAT. Те, кто набрал необходимое количество баллов, могут быть зачислены непосредственно на программу МВА одного из партнеров университета – California Polytechnic University Pomona, California State University Heyward или Института бизнеса и экономики в Москве, который сотрудничает с CSUH.

Отдельно стоит сказать про варианты, предусматривающие обучение по зарубежным дистанционным программам. В этом сегменте лидерство захватил российский Международный институт менеджмента “ЛИНК”, организовавший обучение по первому блоку модульной МВА Open University (Великобритания) в более чем 70 (!) городах России. Правда, и в этом случае завершающий этап обучения можно пройти только в Москве.

Есть и отечественные разработки. Например, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ) предлагает собственную программу МВА – в очно-заочном и заочном вариантах. По словам заместителя декана факультета дополнительного образования Инны Ванькиной, набор составляет 30 человек.

Разработать собственную МВА в России несложно, ведь ее параметры жестко регламентированы государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе “Мастер делового администрирования” (утверждены Министерством образования в августе прошлого года). Практически у всех одинаковый формат (два года, вечерняя форма обучения), базовые учебники, вступительные требования.

Самая большая проблема – это преподаватели. Согласно гостребованиям не менее 60% их должны иметь ученую степень. В регионах же профессора зачастую имеют устаревшие взгляды и подходы, их привлечение создает сильный крен в сторону теории. А молодых преподавателей нового поколения не хватает. Школы выходят из ситуации, приглашая местных консультантов, имеющих опыт практической деятельности, или “летающих профессоров” из Москвы.

Зато у региональных программ есть приятная особенность – маленькие группы, размер которых обычно не превышает 10–20 человек. Это обеспечивает тесный персональный контакт с преподавателями, что, по мнению Леонида Евенко, выгодно отличает их от крупных московских бизнес-школ, где “обучение уже поставлено на поток”.

Цены на региональном рынке, как правило, существенно ниже московских. Если в российской столице нижняя граница цен пролегает в районе $6000–7000 за два года обучения, то в регионах можно найти варианты и за $2500–4000. Например, в ВГУ обучение стоит всего $2400, в НИМБ – около $4100 (120 000 руб. за два года). Даже совместные со столичными бизнес-школами программы стоят дешевле, чем “материнские”. Если в Москве вечерняя программа “МИРБИС” стоит $9500, то в Томске – около $5000.

Среди новых тенденций можно отметить появление в регионах специализированных МВА и даже программ Executive МВА. В частности, свою EMBA в позапрошлом году организовал УСИБ. На ней проходят обучение топ-менеджеры Уральского компрессорного завода, Первоуральского завода металлоконструкций, Сталепромышленной компании, “Уралинвестэнерго” и других крупных компаний области. Стоимость в этом случае составляет уже $14 200.

С ростом числа выпускников увеличивается и приток новых слушателей из числа сослуживцев и подчиненных тех, кто уже получил МВА и продемонстрировал эффективность такого образования на практике. “Если рассматривать генеральных директоров компаний, то их фирмы развиваются, становятся лидерами на рынке, – утверждает Анна Иванова. – Ну а наемные менеджеры демонстрируют хороший карьерный рост, открывают свой бизнес, становятся директорами. В целом число успешных проектов, реализованных нашими выпускниками, постоянно растет”. Один из выпускников УСИБ – Игорь Карандин, пришел на программу МВА, когда занимал позицию начальника отдела продаж подразделения компании “Омега Групп”. Окончив программу, он поднялся по карьерной лестнице и сейчас занимает пост директора по развитию всей компании.

Можно прогнозировать, что отставание регионов по части предложения МВА будет уменьшаться в случае роста экономики. Генеральный директор компании “Анкор” Игорь Хухрев, сам проходящий обучение на Executive МВА, считает, что такая степень может быть наиболее востребована в тех компаниях, которые выходят на международный рынок. “На мой взгляд, МВА наибольшим образом повышает эффективность в области финансов, управления персоналом. И когда требуются знание и внедрение западных стандартов”, – говорит он.