Gateway возвращается к компьютерам


“Наша первоочередная задача – стабилизировать ключевое направление бизнеса, – пояснил Уэйн Инуй, генеральный директор Gateway, вступивший в должность в начале этого года. – Сейчас много говорят о диверсификации, однако в реальной жизни приходится фокусироваться на чем-то одном”. Одним из приоритетных направлений в бизнесе Gateway станет продажа ноутбуков. Инуй сообщил также, что для продвижения своей продукции его компания заключила новые сделки с розничными сетями Best Buy и CompUSA.

В период кризиса на рынке ИТ потребительская электроника должна была стать для Gateway средством для увеличения прибыльности. Однако компьютеры все же оставались для нее основным направлением – в прошлом году на них пришлось около 72% доходов. В целом дела Gateway в последние годы шли плохо – продажи с 2001 по 2003 г. упали с $6,1 млрд до $3,4 млрд. Компания пережила за это время четыре реструктуризации под руководством прежнего гендиректора Теда Уэйтта.

Инуй надеется восстановить позиции Gateway с помощью той же “аскетичной” стратегии, которую он успешно применил в компании eMachines (Gateway купила эту компанию в нынешнем году за $290 млн). Такая стратегия предполагает консолидацию цепочек поставок компонентов и совершенствование системы обеспечения качества обработки ритейлорских заказов. На момент слияния с Gateway в eMachines, специализировавшейся на сборке компьютеров, было занято всего 138 рабочих, при этом компания была прибыльной, а ее годовые продажи достигали $1 млрд.

За время пребывания на своем новом посту Инуй успел закрыть 188 убыточных региональных магазинов Gateway и передать аутсорсинговым компаниям производство и техническую поддержку клиентов. Наряду с обычными каналами сбыта через розничные сети Gateway сейчас широко использует схемы продаж с заказами через Интернет и по телефону. Инуй поставил перед компанией две весьма масштабные цели – обогнать Hewlett-Packard по продажам домашних компьютеров в США и довести объем бизнеса до $10 млрд в течение 3–5 лет.

Изначально Gateway специализировалась на прямых продажах компьютеров под своей маркой. В середине 1990-х компания открыла собственную сеть салонов для демонстрации продуктов, а также обучения и сервиса. Однако розничные магазины Gateway постоянно терпели убытки. Идея экспансии на рынок бытовой электроники принадлежала Уэйтту. Тогда, четыре года назад, компания не смогла выдержать ценовую конкуренцию, навязанную корпорациями Dell и Hewlett-Packard. Ни в одном квартале начиная с марта 2001 г. Gateway не удавалось продать более 1 млн компьютеров. При этом накладные расходы у компании оказались самыми большими в отрасли – 26% (для сравнения: в Dell они составляют 9,5%).

Инуй намерен до конца этого года сократить накладные расходы ниже уровня, характерного для Dell. На момент прихода Инуя штат Gateway составлял 7500 человек, к концу октября он должен сократиться до 1800 человек. (13.09.2004, Александр Силонов)