Бунт китайских менеджеров
Множество китайских работников покинуло недавно аудиторское отделение пекинского офиса PricewaterhouseCoopers. В июле группа аудиторов обратилась к руководству с жалобой на низкие зарплаты и постоянные переработки. “Люди были уверены, что работают очень хорошо, но зарплату им почти не повышали”, – рассказывает один из аудиторов, который вместе с коллегами покинул компанию этим летом, хотя до этого проработал в ней несколько лет. В числе причин ухода из компании он называет регулярные переработки. По его словам, старшие аудиторы часто работали до часу или двух ночи и приезжали в офис в выходные дни. За работу в сверхурочные часы им ничего не платили, хотя иногда они могли отпрашиваться домой.
Чтобы предотвратить дальнейшие увольнения, местное руководство PricewaterhouseCoopers согласилось оплачивать оставшимся аудиторам сверхурочные часы работы и ускорить выдачу ежегодных бонусов. “Все случилось из-за того, что мы потеряли контакт с нашими сотрудниками. Мы были слишком заняты другими проблемами, – объясняет Дэйв Маккэнн, партнер, отвечающий за кадровую политику компании в Китае. – Теперь мы больше прислушиваемся к нашим работникам”.
Подобные проблемы возникают во многих международных компаниях, работающих в Китае. Бизнес успешно развивается, и иностранные работодатели требуют от местных работников постоянного увеличения производительности труда. В то же время бюджеты компаний и выплачиваемые зарплаты не меняются.
Эти тенденции отвечают общей ситуации на китайском рынке труда. Местные белые воротнички уже не довольствуются тем фактом, что работают на крупную иностранную фирму. Они хотят нормально отдыхать и стремятся во всем вести образ жизни, присущий среднему классу. Кроме того, они знают свои права и требуют их соблюдения. В результате между руководством и менеджерами возникает множество конфликтов. И если раньше с работодателями воевали в основном рабочие государственных предприятий, то теперь подобные битвы разгораются и в международных компаниях, работающих в Китае. “Когда-то китайские работники [этих компаний] считали, что получают весьма приличную зарплату, а потому мирились с тяжкими условиями труда. Теперь же их требования изменились. Они не удовлетворены тем, что происходит, и хотят работать в лучших условиях”, – объясняет Зу Зен, глава одного из подразделений Всекитайской федерации профсоюзов. С ним соглашается и руководитель пекинского офиса консалтинговой компании в области человеческих ресурсов Watson Wyatt WorldWide Фрэнк Галло. “Компании должны уделять больше внимания нуждам людей”, – отмечает он.
Китайские сотрудники международных компаний получают больше, чем работники государственных предприятий. Простой администратор зарабатывает $400 в месяц, а инженер ежемесячно получает $3500. В то же время зарплаты на государственных предприятиях колеблются от $50 до $200 в месяц, и повысить оплату труда стремятся лишь немногие работодатели. Иностранные фирмы привлекают работников и тем, что гораздо чаще предлагают китайским менеджерам работу и обучение за рубежом. Государственные же предприятия традиционно гарантировали сотрудникам стабильную работу и более короткий рабочий день. Однако в последнее время конкуренция на рынке стала столь жестокой, что даже эти преимущества могут совсем скоро кануть в лету.
Участились в последнее время и случаи подачи исков в суд на компании. Работники разных предприятий активно судятся с бывшими работодателями. Только в прошлом году местные суды рассмотрели 226 000 подобных исков, что больше на 23%, чем в 2002 г. По словам профессора политических наук Мичиганского университета Мэри Галлагер, иностранные компании всегда старались сами урегулировать конфликты со служащими. Теперь же их все чаще вызывают в суд для рассмотрения дел по защите прав работников. Например, прошлой осенью 12 бывших менеджеров MSD China, совместного предприятия Merck и китайской фармацевтической компании, подали иск на своего работодателя в связи с несправедливым увольнением. В это время Merck проводила массовые сокращения персонала по всему миру. Менеджеров обвинили в халатности и уволили. Однако они посчитали, что обвинение было выдвинуто с конкретной целью – лишить компенсационных выплат, которые обычно причитаются уволенным по сокращению штата.
Яблоком раздора в международных корпорациях часто служит и огромная разница в зарплате между местными и иностранными работниками. Когда-то в Китае все работники получали почти одинаковые зарплаты. Теперь же китайцы зачастую чувствуют себя ущемленными. Работая бок о бок с иностранными менеджерами и выполняя ту же самую работу, они получают в несколько раз меньше, чем их иностранные коллеги, рассказывает Пракаш Сети, профессор колледжа Бернара Баруха (филиал городского университета Нью-Йорка). Пракаш инструктирует работников на предмет манеры поведения и стиля работы в международных компаниях. Он утверждает, что Китай далеко не единственная страна, где среди местных работников царят подобные настроения. Например, квалифицированные сотрудники в Индии предъявляют своим международным работодателям схожие требования.
Сложившейся ситуацией спешат воспользоваться китайские профсоюзы. Все больше белых воротничков, работающих в иностранных компаниях, становятся их членами. На сегодняшний день только треть таких сотрудников не состоит в профсоюзах.
Учитывая требования местных работников, некоторые международные корпорации уже стали пересматривать свои позиции. Например, Merck, на предприятиях которой трудится много женщин, ввела гибкий рабочий график для работающих матерей и стала чаще посылать китайских сотрудников на работу в США. А PricewaterhouseCoopers, чей доход увеличивается каждый год более чем на 30%, начала набирать персонал и стала внимательнее относиться к своим китайским проектам. “Наш бизнес в Китае окончательно встал на ноги, – утверждает Джонни Чен, руководитель пекинского офиса фирмы. – Сейчас мы планируем сосредоточиться на удержании квалифицированных специалистов, которых мы взяли ранее на работу и обучили работать по нашим стандартам”. (WSJ, 15.08.04, Мария Подцероб)