В Ираке пропало $8,8 млрд


Скандал разгорелся из-за расходования средств Фонда на развитие Ирака, который в основном аккумулировал доходы от нефтяной промышленности самого Ирака. В фонд, в частности, поступали средства в рамках программы ООН “Нефть в обмен на продовольствие”, а также активы, конфискованные после падения режима экс-президента Ирака Саддама Хусейна. На финансирование различных проектов и выплату зарплат фонд должен был потратить $20 млрд.

В июне созданная США временная администрация Ирака передала полномочия временному же правительству, в которое вошли сами иракцы. После этого члены администрации оказались под прицелом многочисленных критиков: они утверждали, что $20 млрд были потрачены “неправильно”. Специальное расследование решили провести аудиторы ООН. Они неоднократно обвиняли временную администрацию в нежелании сотрудничать. В частности, в начале сентября аудиторы выступили с публичным заявлением о том, что члены администрации затягивают с предоставлением документов, связанных с фондом, тем самым, возможно, скрывая нецелевые траты. В неофициальных беседах аудиторы ООН говорят, что временная администрация Ирака сделала слишком мало, чтобы новое правительство могло найти оправдание ее непомерным тратам. А по данным ревизора администрации Стюарта Боуэна, расходы почти на $8,8 млрд вообще не подтверждены никакими документами.

Обеспокоенный этими претензиями Пентагон начал собственное расследование. К ведомству теперь переадресуют все вопросы и бывшие сотрудники временной администрации. Сам Пентагон пока не комментирует предварительные результаты работы своих аудиторов. Пресс-секретарь Боуэна отметил, что окончательные выводы проверки без сведений из доклада Пентагона предсказать невозможно.

По словам источников, знакомых с содержанием проекта этого отчета, Пентагон пишет, что оккупационное правительство так и не смогло доказать аудиторам, что $8,8 млрд были потрачены должным образом и даже что они были потрачены вообще. Деньги направлялись на самые различные цели – от выплат компенсаций пострадавшим до гигантских энергетических проектов. Деньги, по данным Пентагона, были переведены в различные министерства Ирака. Однако когда и каким образом министерства их потратили, в докладе американских военных не объясняется.

По словам бывшего чиновника бюджетного комитета временной администрации, претензии Пентагона сводятся лишь к спорам о понятии “прозрачность”. Временная администрация настаивает на том, что вполне достаточно просто доказать факт перевода “потерянных” денег в министерства. Еще один бывший чиновник временной администрации, который получил проект доклада, напоминает, что не подкрепленные документами траты проводились, когда администрация работала в условиях восстания в Ираке. “Мы могли бы осуществить лучший контроль над средствами, но нам было важнее перевести наличность гражданам Ирака, которые имели дело с последствиями войны”, – в один голос утверждают другие чиновники администрации.

Но аудиторы ООН убеждены в наличии и более серьезных нарушений. Так, по их данным, временная администрация “слабо” контролировала расходование конфискованных после войны денежных активов. Например, только за один день 15 мая 2003 г. совет по распределению средств одобрил финансирование из этих средств сразу 10 проектов общей стоимостью в $1,9 млрд. (WSJ, 20.09.2004, Николай Борисов)