Скидки за открытость
Компания Progressive из штата Огайо гарантирует всем 5000 автомобилистам, решившим поучаствовать в эксперименте, пожертвовав тайной личной жизни, 5%-ную скидку по страховке. Более того, в зависимости от поведения на дороге водитель сможет сэкономить до 25%. В машины тех, кто участвует в исследовании Progressive, устанавливаются небольшие черные ящики, фиксирующие всю информацию о перемещениях машины.
Несмотря на то что число участников и территория, на которой проводится эксперимент, ограничены, общества защиты потребителей за ним пристально следят. Очевидно, их обеспокоенность будет расти, если исследование распространится на другие штаты.
Progressive утверждает, что делиться информацией, полученной от автовладельцев, ни с кем не собирается. Менеджер этой компании Дэйв Хьюбер заявил также, что водители будут иметь возможность ознакомиться с записанной информацией перед тем, как она окажется в распоряжении компании, и решить, делиться ею или нет.
Одна из причин, по которой эксперимент Progressive привлек широкое внимание, состоит в том, что всего несколько недель назад Национальный совет по безопасности движения (NTSB) рекомендовал производителям устанавливать черные ящики на все новые машины. Цель – собрать все данные о произошедшей аварии, чтобы на их основе разработать методы повышения безопасности машины. Немедленно разгорелась жаркая дискуссия о том, кто получит доступ к этой информации и будут ли владельцы извещаться о том, что на их машинах установлены подобные устройства. На некоторых новых автомобилях в США уже сейчас есть простые датчики, фиксирующие обстоятельства аварии. Некоторые производители, например General Motors, устанавливают более сложные устройства, которые могут зафиксировать скорость, с которой двигалась машина, и были ли застегнуты ремни безопасности в момент аварии.
По мнению защитников прав потребителей, подобная информация может стать доступной правоохранительным органам, ведущим расследование, или юристам, участвующим в рассмотрении гражданских исков, что может считаться нарушением прав потребителя.
“Возможно, то, что [нововведения] приведут к вмешательству в частную жизнь людей, станет очевидно не сразу, но я бы советовал всем задуматься о том, что информация может попасть в чужие руки”, – говорит Бет Гивенс, директор Privacy Rights Clearinghouse, некоммерческой организации в Сан-Диего.
Другие страховщики тем временем наблюдают за экспериментом Progressive и решают, не стоит ли перенять ее опыт.
Progressive собирается принять решение о том, стоит ли распространять свою программу на другие штаты, после того как оценит результаты пилотного проекта. “Мы очень надеемся, что это поможет нам привлечь больше водителей, которые ездят аккуратно”, – говорит Хьюбер из Progressive.
Для некоторых автовладельцев финансовые преимущества перевешивают риск вмешательства в их личную жизнь. 26-летний Джейкоб Севли был одним из 250 водителей, которые согласились на установку в их машины датчиков Progressive еще до того, как она была предложена всем клиентам. Он не боится, что страховщик узнает, как быстро он ездит. “Если бы датчик определял, куда я езжу, об этом стоило бы задуматься, а из того, как много я езжу, я тайны не делаю”, – говорит Севли. (DJ, Кирилл Корюкин)