Джанкарло Чимоли спасает Alitalia
Когда итальянские бизнесмены говорят о Джанкарло Чимоли – менеджере, который пытается спасти Alitalia от банкротства, – то отдают должное его талантам и выражают горячее сочувствие человеку, которому выпала такая неблагодарная задача.
“Он профессионал экстра-класса”, – отзывается о нем гендиректор одной компании. “Он жесткий менеджер, который не теряет времени, когда ему нужно решить проблему, – говорит другой менеджер, знакомый с Чимоли более 10 лет. – Но это действительно последний шанс для Alitalia. На то, чтобы валять дурака, времени у компании не осталось”.
По словам Чимоли, для спасения авиакомпании, за 57 лет своего существования превратившейся наряду с автомобилями Fiat или тарелкой спагетти в национальный символ Италии, необходим настоящий прорыв. Будет ли прорыв, зависит от профсоюзов, которым предстоит сегодня одобрить или отвергнуть антикризисный план Чимоли. Он предусматривает разделение Alitalia на две компании (одна будет заниматься собственно перевозками, а другая – обслуживанием пассажиров) и увольнение более четверти штата, т. е. сокращение 5000 рабочих мест.
Alitalia вошла в историю, после того как Папа Римский воспользовался ее услугами, чтобы совершить свой первый в жизни авиаперелет. Знаменательное событие случилось в 1964 г., но с тех пор от папского благословения мало что осталось. Название Alitalia стало синонимом забастовок, отмененных или задержанных рейсов, плохого управления, вмешательства политиков в дела компании и растратой государственных денег. По прогнозам компании, ее операционный убыток в этом году составит 398 млн евро ($487 млн), в 2003 г. убыток составил 379 млн евро ($464 млн). Доля на рынке внутренних авиаперевозок упала до 45% по сравнению с 66% в 2002 г.
Если профсоюзы не поддержат план Чимоли, Alitalia, 62% акций которой принадлежат государству, не сможет воспользоваться экстренным займом в размере 400 млн евро ($490,5 млн), уже одобренным Еврокомиссией. В этом случае, по словам Чимоли, после 30 сентября у компании просто не останется наличности для проведения операций.
“Он в сложной ситуации. Ему придется бороться до последней минуты и даже секунды. Но у него есть необходимый опыт для такой борьбы”, – говорит один из друзей Чимоли.
64-летний менеджер заработал репутацию эффективного антикризисного управляющего в конце 90-х. В октябре 1996 г. он стал гендиректором государственной железнодорожной компании Ferrovie dello Stato. Чимоли руководил компанией более семи лет, пока в прошлом мае правоцентристское правительство не попросило его уладить проблемы Alitalia.
В середине 90-х Ferrovie dello Stato оказалась в центре коррупционного скандала, связанного с развитием системы скоростного сообщения. Как и Alitalia, компания остро нуждалась в финансовых вливаниях и страдала от раздутого штата, упрямства профсоюзов и вмешательства политиков. Задача, стоявшая перед Чимоли, была даже более сложной, чем сейчас: на железных дорогах было занято более 120 000 человек – в 6 раз больше, чем работает в Alitalia. По словам самого Чимоли, “компания вела себя, как государство в государстве”.
Чимоли преобразовал Ferrovie dello Stаtо в холдинг, разные подразделения которого отвечали за управление поездами, путями, станциями и другими активами. Постепенно были сокращены рабочие места – в прошлом году на железных дорогах работало чуть более 100 000 человек. В 2001 г. компания впервые получила прибыль.
Возрождение железных дорог было бы невозможным без миллиардных инвестиций, привлеченных под гарантии итальянского правительства. Сыграли свою роль и налоговые льготы, предоставленные компании. Но промышленники и правительственные чиновники высоко оценивают работу Чимоли. “Он все правильно сделал с железными дорогами, и мы надеемся, что все сделает правильно с Alitalia”, – сказал чиновник Министерства финансов после назначения Чимоли на пост гендиректора.
Чимоли сравнивают с Энрико Бонди – специалистом по антикризисному управлению, который в декабре был привлечен итальянским правительством для реструктуризации обанкротившегося концерна Parmalat.
За авторитарный и эффективный стиль управления Чимоли получил прозвище Дизель. Он стремится всегда говорить правду без прикрас. В прошлом месяце он заявил профсоюзам, что одна из главных проблем компании – слишком высокий уровень прогулов: в первой половине этого года ежедневно на работу не выходило в среднем 11,5% сотрудников. А неделю назад от Чимоли досталось чиновникам Министерства транспорта, которых он обвинил в том, что они превратили итальянский сектор авиаперевозок в “европейскую Золушку”, но при этом не защищают ее от конкурентов.
Профсоюзам не нравится антикризисный план, но их лидеры знают Чимоли по работе с железными дорогами и понимают, что тот не хочет разрушить компанию. “Из всех возможных претендентов его кандидатура одна из лучших” – так отреагировал на назначение Чимоли лидер крупнейшего профсоюза Италии GGIL Гуглиэлмо Эпифани.
Самой большой проблемой для Чимоли может стать политика. В прошлом перед очередными выборами Alitalia всегда наращивала штат, хотя это не было продиктовано экономической необходимостью. Уже сегодня некоторые региональные политики пытаются помешать сокращению рабочих мест и реорганизации компании. (FT, 14.09.2004, Николай Борисов)