По второму кругу
На прошлой неделе стало известно, что US Airways может в ближайшее время во второй раз объявить себя банкротом и обратиться в суд за защитой от кредиторов. Но, как заявляют в авиакомпании, ее руководство еще не приняло окончательного решения.
Положение US Airways, как и всех американских авиакомпаний, резко ухудшилось из-за падения пассажиропотока после атак террористов 11 сентября 2001 г. US Airways стала первой крупной американской авиакомпанией, обратившейся в суд за защитой от кредиторов в августе 2002 г. Вслед за ней таким же образом поступили United Airlines (в декабре 2002 г.) и Hawaiian Airlines (в марте 2003 г.). Крупнейшая мировая авиакомпания American Airlines стояла на грани подобного решения в прошлом году, но смогла провести реструктуризацию, не прибегая к судебной защите. Уже в этом году Delta и ATA Airlines предупредили, что могут быть вынуждены прибегнуть к такому шагу.
В первый раз, обратившись за судебной защитой, US Airways смогла успешно провести реструктуризацию. Авиакомпания сократила долги и обязательства по лизингу на $2,8 млрд и снизила издержки на $1,9 млрд в год – главным образом за счет уступок от персонала. Кроме того, US Airways удалось привлечь финансирование в объеме $1,24 млрд, в том числе гарантированный федеральными властями кредит на $1 млрд, который позволил ей в 2003 г. прекратить процедуру банкротства и выйти из-под судебной защиты.
Но в этом году проблемы авиакомпаний усугубились из-за резкого роста цен на топливо и продолжающейся войны в Ираке, вновь приведшей к падению пассажиропотока. Одновременно все большую долю рынка у традиционных авиаперевозчиков отвоевывают авиакомпании-дискаунтеры, которые не дают US Airways и другим крупным авиакомпаниям возможности повышать цены на билеты.
В начале года US Airways была потеснена в одном из своих базовых аэропортов – в Филадельфии низкозатратной авиакомпанией Southwest Airlines. Тогда US Airways обратилась к сотрудникам за дальнейшими уступками по оплате труда в размере $800 млн, но до сих пор не смогла договориться с профсоюзами. В мае US Airways впервые заявила, что может вновь обратиться за судебной защитой от кредиторов, и наняла консультантов по реструктуризации Seabury Group и Arnold & Porter.
Повторное обращение к судебной защите даст авиакомпании время для проведения реструктуризации и позволит в соответствии с американским законодательством добиться уступок от сотрудников. Авиакомпания сможет не вносить платеж по пенсионной программе в $110 млн, который полагается сделать на этой неделе. Но на этот раз положение US Airways тяжелее. Пик отпускного сезона прошел, и в ближайшие месяцы количество авиапассажиров сократится. У авиакомпании практически нет активов, которые она могла бы заложить, чтобы получить средства на реструктуризацию. Это означает, что ей остается полагаться на собственные свободные средства, которые в конце июня составляли всего $975 млн.
“US Airways сейчас действительно стоит на краю пропасти, – говорит авиационный эксперт Дэн Кэспер из американской консалтинговой фирмы LECG. – Это вполне законное опасение, что они могут ликвидироваться. Я думаю, что они ничего не получат от кредиторов, пока не договорятся с профсоюзами”. Бюро путешествий также пессимистично оценивают перспективы US Airways. “В предыдущий раз мы были уверены, что они выйдут из процедуры банкротства, – говорит президент Carlson Wagonlit Travel/Underwood Travel Associates Джефф Андервуд. – А сейчас я уже не уверен”. (WSJ, 10.09.2004, Олег Митяев)