Китай наступает


“Сейчас китайские компании активно действуют на рынках, на которых еще полгода назад их не было, – говорит Уильям Оуэнс, генеральный директор канадской корпорации Nortel Networks. – Китайцы осваивают не только страны третьего мира, но и все прочие регионы. Это заставляет нас менять стратегию и снижать цены”.

Для Nortel конкуренция с китайскими компаниями весьма болезненна. Период процветания канадской корпорации закончился в 2001 г., и с тех пор ей пришлось сократить число рабочих мест с 95 000 до 35 000. В августе Nortel объявила, что в рамках программы сокращения затрат намерена уволить еще 3500 сотрудников.

Американская компания Conexant Systems, выпускающая оборудование для сетей широкополосной связи, в июле была вынуждена скорректировать изначальный прогноз годовых показателей в сторону уменьшения. Эта компания также пытается сократить затраты, увольняя сотрудников. “Мы испытываем сильнейшее давление со стороны конкурентов, ведущих ценовую войну”, – говорится в заявлении Conexant.

Рынок телекоммуникационных технологий сейчас начинает стабилизироваться, причем особые надежды здесь возлагаются на беспроводную связь и интернет-телефонию. В этих условиях крупные западные компании сохраняют значительную долю рынка, даже несмотря на растущую конкуренцию китайских производителей. Сам Китай становится для западных поставщиков все более привлекательным рынком. Быстрое развитие местных телекоммуникационных компаний, крупнейшей из которых остается Huawei Technologies, создает для западных поставщиков ряд дополнительных возможностей, но в то же время делает конкуренцию все более острой. “Наш козырь в этой игре – инновации и креативность”, – говорит Оуэнс. Более скептически настроен Гэри Смит, глава американской компании Ciena: “Нынешнее обострение конкуренции очень некстати совпало с ухудшением рыночной ситуации. Но достижения китайских производителей действительно огромны”.

В значительной мере успех китайских телекоммуникационных компаний обусловлен развитием внутреннего рынка. Сегодня телефоны имеются у 600 млн граждан Китая – это более 40% всего населения страны (для сравнения: еще 10 лет назад уровень проникновения не достигал и 1%). Лидером рынка является основанная в 1988 г. корпорация Huawei. В то время как бизнес ее западных конкурентов переживал кризис, Huawei успела выйти на рынки 70 стран; в нынешнем году ее доходы должны составить $5 млрд. В США Huawei пока не завоевала значительной доли рынка, но в развивающихся странах и даже в Европе ей удается заключать один контракт за другим. В прошлом году зарубежный бизнес принес корпорации $1 млрд.

Главным конкурентом Huawei среди китайских производителей сейчас является Zhongxing Telecom, зарубежные доходы которой в прошлом году удвоились, достигнув $610 млн.

“Традиционных лидеров мирового телекоммуникационного рынка пугает не нынешняя ситуация, а та, которая сложится в ближайшие два-три года, – тогда китайцы могут отобрать у них очень солидную долю рынка”, – говорит Джон Райан, президент американской консалтинговой компании RHK. (WSJ, 8.09.2004, Александр Силонов)