К тюрьме надо готовиться
Сейчас я стою перед дверьми спортклуба “Фитнес для неудачников”, где у меня назначена встреча с консультантом – специалистом по выживанию в тюрьме. Дверь открывает высоченный здоровяк с мощными руками, покрытыми татуировками. “Здравствуйте, я Стивен Оберфест, преподаватель курсов “Повышение квалификации заключенных”, или ПКЗ”, – вежливо представляется он, и мы проходим в просторный спортзал. По дороге я обрисовываю свою нелегкую ситуацию.
На самом деле мой собеседник знает, что я лишь журналист, которого интересует проблема пребывания в тюрьме менеджеров, осужденных за должностные преступления. Оберфест – основатель курсов ПКЗ, специализирующихся на подготовке состоятельных руководителей бизнеса к суровым тюремным условиям. Такая услуга стала особенно востребованной после обвала фондового рынка и череды финансовых скандалов в последние годы, когда многие топ-менеджеры пересели из директорских кресел на нары.
Не надо бояться, надо готовиться – вот принцип Оберфеста. В течение последних нескольких лет к услугам ПКЗ ежегодно обращается более десятка клиентов, и предприимчивый консультант уверен, что в дальнейшем спрос будет только расти. Идея курсов родилась, когда один из клиентов перед отсидкой попросил Оберфеста потренировать его в плане самообороны.
Оберфест на называет фамилий своих клиентов, но дает понять, что среди них есть весьма известные персоны. Как правило, это люди, осужденные за нарушения антимонопольных законов, финансовые махинации и мошенничество с ценными бумагами, злоупотребления инсайдерской информацией, экономический шпионаж, взяточничество и т. п.
Оберфесту 36 лет, он дипломированный тренер по боевым единоборствам. В прошлом работал вышибалой в ночном клубе, а сейчас два раза в месяц участвует в поединках на турнирах смешанного стиля. При этом Оберфест буддист и специалист по медитации.
Личного тюремного опыта у него нет. “Я выгляжу как бывший заключенный, но на самом деле в тюрьме не сидел”, – с усмешкой отвечает Оберфест. При разработке своей методики он консультировался с сотрудниками тюрем, бывшими заключенными, правоведами и юристами. Стоимость курса ПКЗ составляет порядка $20 000. Стандартная программа включает 100 часов подготовки, но есть и сокращенный вариант.
Курсы состоят как из теоретических уроков по изучению тюремной жизни (в числе прочего клиент учит тюремный жаргон), так и практических занятий по физической и эмоциональной подготовке, а также самообороне. Мой сегодняшний урок проходит по ускоренному трехчасовому варианту. Для начала Оберфест сообщает, что именно в данной ситуации для человека самое время осваивать искусство медитации и приемы, помогающие в тюрьме сохраниться физически и морально.
“Тюрьма – место, где не происходит перемен, но заключенный постоянно находится под чьим-то контролем”, – говорит Оберфест. Далее я знакомлюсь со статистикой федеральных пенитенциарных заведений – в них сидит более 160 000 человек (население тюрем штатов гораздо больше), а также с поэтажным планом ожидающей меня тюрьмы и с ее распорядком дня.
Оберфест категорически рекомендует отправляющемуся за решетку отказаться от вредных привычек: “Чистота помогает избежать многих проблем. Если идешь на поводу у своего порока, быстро становишься чьим-то должником”. Итак, следует забыть о курении, алкоголе, наркотиках и сексе.
Когда человек попадает за решетку, у него отбирают практически все личные вещи. Исключение составляют часы, поэтому желательно пользоваться чем-то менее ценным, чем Rolex. Заключенному приходится работать – поваром, уборщиком, садовником и т. п. Работать следует с полной отдачей – тогда и сон будет крепче.
Первостепенную важность приобретает тюремный этикет. “За решеткой у человека нет друзей, – предупреждает Оберфест. – Вы должны заниматься только своим делом. И никогда, ни в коем случае не следует смотреть прямо в глаза”.
Затем происходит знакомство с камерой, рассчитанной на двоих. Очень важно научиться коротать время в этих стенах. Один из способов – игра в шашки, роль которых выполняют скатанные кусочки бумаги. Разумеется, необходимо заботиться и о физической форме. Для накачивания трицепсов можно использовать опору на кровать, а в упражнениях на бицепсы поможет сокамерник.
Обороняясь в конфликтных ситуациях, лучше ограничиваться движениями, демонстрирующими вашу силу, – кровопролитие очень опасно, если учесть, что среди заключенных велика доля ВИЧ-инфицированных. Кроме того, нанесение серьезных телесных повреждений чревато увеличением срока заключения. “Если повреждений все же не удается избежать, постарайтесь затащить противника в вашу камеру: тогда вы сможете пожаловаться, что он посягал на вашу частную неприкосновенность, – советует консультант. – Когда на вас нападают, используйте массу и инерцию противника”. Действительно, применив показанный мне прием, я без чрезмерного усилия бросаю на пол напавшего на меня Оберфеста, который, между прочим, гораздо сильнее меня и тяжелее килограмм на 20. Затем инструктор имитирует конфликтную сцену, и в угрожающей ситуации я чувствую себя очень неуютно: я действительно не готов к тюрьме. “Моя задача – приучить вас чувствовать себя нормально в постоянно неуютной и опасной ситуации”, – поясняет Оберфест. (FT, 30.08.2004, Александр Силонов)