Розыгрыш на заказ
Принимая гостей у себя дома, известный криэйтор Андрей Амлинский (автор слоганов “Не тормози, сникерсни!” и “Есть идея, есть ИКЕА!”) вряд ли рассчитывал на сюрпризы. Однако без таковых не обошлось. Торжество было в полном разгаре, когда в дверь неожиданно позвонили. Открыв дверь, хозяин обнаружил на лестничной площадке пятерых незнакомых казахов, которые утверждали, что адрес Амлинского им дали родственники его жены (по национальности наполовину казашки) и им “нужно остановиться всего на неделю”. Мало того, за спинами казахов пряталась огромная овца, которую нежданные гости предложили “зарезать прямо на балконе, чтобы сделать плов”! Неожиданности следовали одна за другой, но через 25 минут из огромных сумок казахов вылетели воздушные шары. Это был розыгрыш.
Заложники благополучия
Одним из законодателей подобной формы проведения досуга в России является международная компания Mr Gamer, которая с самого начала ориентировалась на элиту. Владельцы компании определяют свою российскую аудиторию в 1000 человек и избегают слова “розыгрыш”. Игры – так называют свой продукт в Mr Gamer – длятся от двух недель до двух месяцев, и таких заказов из России компания выполняет около 50 в год. Потребность клиентов в нестандартных ситуациях специалист компании Александр Ингульский, психолог по второму образованию, никак не связывает с необходимостью расслабиться. Для этого, по его словам, есть более простые методы. Ингульский объясняет, что российские клиенты компании – это люди, которые принимали участие в строительстве новой империи и, добившись с точки зрения социума максимального благополучия, оказались заложниками разработанных ими же механизмов. “На них работает отлично вышколенный штат, охрана сопровождает их круглосуточно, кредитная карта позволяет решить все проблемы, но встает вопрос: “Зачем?” В игре, по словам Ингульского, невозможно воспользоваться всеми этими атрибутами. Люди попадают в условия, когда нужно включить ту самую креативную энергию, которую они применяли в самом начале предпринимательского пути. “Они возвращаются к своей сущности. И после такого испытания второй раз убить в себе ребенка уже не смогут”, – говорит Ингульский. Кстати, он утверждает также, что мотивы российских заказчиков заметно расходятся с западными – иностранные клиенты скорее воспринимают игру как способ вырваться из стабильной, размеренной жизни.
Праздник – в каждый дом...
Точно такая же потребность, правда не в столь радикальном виде, проявляется не только у элиты. В частности, это заметно по популярности реалити-шоу по ТВ у массовой аудитории. Средний класс имеет возможность удовлетворить эту потребность в реальной жизни. И в результате уже многие компании, работающие на рынке организации праздников, вынуждены включать розыгрыши в число своих стандартных услуг.
Длительность розыгрыша редко превышает один день, он обычно приурочен к празднику и в зависимости от его длительности, сложности, уровня привлеченных артистов и т. п. стоит от $2000 до нескольких десятков тысяч долларов.
Бюро находок Ларисы Рубальской до заказа жены Амлинского Лины Абдурахмановой занималось только организацией праздников. Совладелица бюро Ирина Бархатова, получив нестандартный запрос, решила все-таки попробовать и совместно с клиенткой разработала правдоподобный сценарий. После того как криэйтор Амлинский благополучно пережил бурю эмоций – шок от явления ночных посетителей (которые предъявили достоверные доказательства своей связи с родственниками жены) и неожиданно нагрянувшей милиции, “вызванной обеспокоенными соседями”, компания получила еще пять заказов. Информация стремительно распространилась через знакомых супругов.
Сама Лина Абдурахманова объясняет свою идею заказать розыгрыш тем, что ей становилось все труднее подобрать подарок для своего креативного мужа. “Розыгрыш запоминаешь навсегда, а подарок можно положить в шкаф и забыть”, – говорит она. Амлинский же видит в розыгрыше не только подарок, но и испытание, которое вырывает человека из комфортного привычного мира и ставит его перед социальным и нравственным выбором.
Аналогичный опыт имеется и у известного московского художника Хихуса, владельца студии “Люди мертвой рыбы”. В числе странных событий, которые произошли с ним в этом году в его день рождения, было появление милиционера, которого “прислала ФСБ”. “Вы только не волнуйтесь!” – начинал майор каждый свой вопрос. Вопросы же были примерно такие: “Вы же в Японию едете?”, “А почему вас пригласило японское правительство?”, “А по какому паспорту вы поедете?”, “А почему вы так долго жили в Дании?”, “А правда, что в Дании на вас было заведено уголовное дело?”. Нарушение у Хихуса было всего лишь административное, а в Японию он ехал в связи с организацией московского фестиваля комиксов, но художник начал заметно нервничать. И было от чего: разговор шел в странном ключе, обещал затянуться, а с минуты на минуту к Хихусу должны были прийти друзья, известные в Москве люди, при этом один из них обещал привезти “кое-что из Амстердама”. Перспектива оказаться с гостями в кутузке художника не устраивала, и потому именинник уже начал примеряться к бутылке, чтобы стукнуть майора по голове. Остановило его только то, что милиционер посмотрел на него подозрительней прежнего и начал звонить за подмогой. А потом – глядя куда-то поверх плеча Хихуса и делая страшные глаза – воскликнул: “А вот это безобразие кто вам разрешил? Вот это вообще никуда не годится!” У Хихуса упало сердце, и он обернулся. На окне лазером проецировалось: “С днем рождения! Это розыгрыш, Хихус!”
Андрей Ульяновский, автор книги “Социальный миф как брэнд: философская антропология, эстетика на границах запрета”, считает, что опасная ситуация, в которую попадает человек во время розыгрыша, заставляет его собраться, стать цельным, в то время как в жизни сохранить эту цельность очень сложно. “В современном мире очень многое связано с рациональным, привычным, расхожим, – говорит также он. – В результате человек становится заложником автоматических, неосознаваемых действий. Розыгрыш в управляемой ситуации пробуждает разум”.
С ним согласен политолог Олег Матвейчев, который полагает, что любой сбой в привычных коммуникациях дает возможность человеку посмотреть на себя со стороны, т. е. использовать свою природную способность мыслить абстрактно. В повседневной жизни поддержание этого навыка требует серьезной внутренней работы, которую готовы совершать далеко не все.
Этому мешает также потребительская культура, считает Ульяновский. Она провоцирует человека уподобляться различным образам и подчинять себя стереотипам. По мнению Елены Князевой, ведущего научного сотрудника Института философии РАН, безотчетные автоматические действия, связанные с привычкой и подражанием, на макроуровне приводят к разного рода катаклизмам. “В философии это исследовалось Бердяевым и Михайловым – в русле проблемы героя и толпы, – говорит она. – Дело в том, что образцы поведения в обществе заразительны и именно механизм подражания приводит к коллективному безумию, оно и привело к власти Гитлера”.
При этом Князева полагает, что общества, которые подчиняются коллективным образцам поведения, являются менее устойчивыми. “Динамическая устойчивость в обществе возможна только при разнообразном, индивидуальном поведении”, – уверяет она.
Политолог Олег Матвейчев тоже делает далекоидущие выводы и утверждает, что фигура Амели из одноименного французского фильма, с ее способностью придать смысл частным жизням с помощью розыгрышей, – это постмодернистский ответ фигуре террориста, представителя коллективного безумия. “Надо разыгрывать, а не взрывать”, – резюмирует он.
…и в каждый офис
Однообразные поведенческие навыки, как уверяют собеседники “Ведомостей”, являются ступором и в развитии бизнеса. Ирина Ишимикли, заместитель директора петербургской компании “Полидом”, считает даже, что испытание в реальных условиях с позитивной развязкой может быть эффективнее тренинга. Розыгрыш, который по ее заказу придумала компания “Подъежики Entertainment”, предназначался для директора компании и менеджера отдела продаж и должен был состояться именно в день их рождения (оба сотрудника родились в один день). Как и было запланировано, именно в этот день в офис компании пришел странный клиент, который хотел заказать строителям подземный бункер. Все было подстроено таким образом, что на переговоры с “заказчиком”-актером позвали “новорожденных”, которые терпеливо и серьезно, т. е. так, как они привыкли разговаривать с клиентом в реальном времени, пытались справиться с комичной ситуацией. Все это было записано на пленку скрытой камерой. По словам Ишимикли, кроме того, что было очень смешно, менеджеры могли посмотреть на свою работу со стороны и представить себе, как можно было вести себя в подобной ситуации иначе.
По словам Сергея Волчука, директора петербургской компании PaRallel, PR & Promotion Company (организация праздников), в последнее время такие розыгрыши становятся все более популярной частью корпоративных вечеринок. Сергей Князев, владелец продюсерского центра “Князевъ”, уточняет, что он в этом году получил уже 12-й заказ на розыгрыш рядовых сотрудников (зачастую такие розыгрыши устраиваются на работе, записываются на пленку и потом уже вручаются как подарок). Раньше, по его словам, такие заказы были единичны, теперь он видит в этом тенденцию.
Кроме того, Князев утверждает, что, если несколько лет назад розыгрыши носили сугубо комплементарный и статусный характер, сегодня их покупают и как психологический инструмент. Князев также объясняет эффективность розыгрыша возможностью вырваться из привычного контекста.
Типичный пример такого заказа приводит Сергей Волчук, который несколько недель назад организовывал праздник для транспортной компании. По его словам, заказчик, для того чтобы сплотить конфликтующий между собой персонал, решил устроить внеурочный праздник. В результате автобус, на котором сотрудники ехали на праздник, был остановлен сотрудником ГАИ в безлюдном месте. После долгих препирательств водитель и сотрудник милиции уехали, чтобы “разобраться окончательно”, а сотрудники остались в автобусе посреди леса одни. Чуть позже к ним подъехал еще один “сотрудник ГАИ”, который предложил несчастным пассажирам заплатить за водителя штраф. Далее следовало бурное обсуждение, и, когда все-таки стороны договорились о “примирительной” бутылке коньяка, “капитан” признался, что он и будет вести сегодняшний вечер.
“Общий враг, совместное преодоление трудностей и вообще эмоциональное переживание помогают людям объединиться”, – говорит Волчук.
Подобный эффект от даже несложных розыгрышей заметили и в петербургской компании “Восток” (бизнес аттракционов). Незадолго до 8 Марта руководство компании объявило сотрудникам головного офиса, что в целях оздоровления отношений в женском коллективе к ним приедет известный консультант из Москвы. Прибывший психолог вел себя нетривиально, если не сказать больше. Экономист Светлана Шибарева с удовольствием вспоминает, как она, по просьбе “светила”, смотрела в глазок, стучала в дверь и спрашивала: “Кто там?” Через несколько недель Шибарева с коллегами увидела все это на видеопоказе – поскольку все снималось на скрытую камеру. Шибарева утверждает, что после этого интриг в женском коллективе стало меньше и отношения стали более легкими и человечными.
Осторожно: идут испытания!
Впрочем, психологи относятся к розыгрышам осторожно, полагая, что человек должен быть готов к подобным испытаниям. Любовь Горбунова, специалист консалтингового центра “ШАГ”, считает, что необходимо обращать внимание на психологическую устойчивость разыгрываемых: те, кто неадекватно воспринял розыгрыш, будут потом испытывать сильную фрустрацию.
“Это опасная вещь, ведь человеку требуется сохранить лицо, не каждый может выдержать такой подарок”, – согласен с ней Андрей Амлинский. А Ульяновский в этой связи полагает, что настоящий подарок для испытуемого – это развязка, момент, когда человек понимает, что это был розыгрыш. “У человека двойственное сознание. С одной стороны, ему хочется стабильной жизни, с другой – изменений. И розыгрыш в итоге дарит ему уютный диван, ощущение, что все осталось по-прежнему. И что его будничная жизнь является большой ценностью”, – заявляет Ульяновский.