Швеция борется с внедорожниками


Поддерживающие правительство Швеции политики из рядов зеленых и представители партий левого толка активно призывают власти к принятию нового налога на внедорожники. Если налог будет одобрен, цена автомобиля Volvo XC90, занимающего первое место в списке экспортируемых Швецией товаров (95% машин идет на экспорт), поднимется на $7900.

О принятии подобных мер размышляют и в других европейских странах. Французские чиновники практически завершили работу над законом о дополнительных налогах на внедорожники, а также собираются изгнать их из центра Парижа. Мэр Лондона тоже объявил им войну, правда пока устную. Он возложил на владельцев “тяжелых” машин ответственность за неудовлетворительную экологическую ситуацию в городе и назвал их “полными идиотами”. Но дальше подобных заявлений в Великобритании, автомобильная отрасль которой в основном принадлежит зарубежным компаниям, дело пока не пошло. Крупнейшим французским производителям, таким, как Renault и PSA Peugeot Citroеn, бояться нечего – они специализируются на небольших машинах и не предлагают внедорожники.

Но по Volvo, принадлежащей американской Ford, новый налог ударит очень серьезно. Руководство компании уже припугнуло правительство тем, что эта мера вынудит автозавод сократить часть персонала. По словам гендиректора Volvo Cars Ханса-Олофа Олссона, если дополнительный налог введут, компании придется отказаться от планов по организации новой рабочей смены, которая была необходима для удовлетворения высокого спроса на XC90. “О 600 дополнительных рабочих местах, которые мы планировали, теперь можно забыть”, – грозит Олссон. При этом руководство Volvo уточняет, что увеличение производства внедорожников помогло бы создать еще 1500 рабочих мест в компаниях, поставляющих комплектующие.

Представитель партии зеленых Петер Эрикссон назвал угрозы Volvo “ерундой”. Зато они встревожили шведские профсоюзы, а это означает, что введению налога на внедорожники может быть оказано серьезное сопротивление. Правительство, с одной стороны, опирается на зеленых и левых, с другой – проблема безработицы в стране стоит довольно остро.

По подсчетам аналитиков компании Jato Dynamics, продажи SUV в Европе в этом году выросли на 14%. Была продана 515 581 машина. Это означает, что каждый 20-й автомобиль, купленный европейцами, – внедорожник. Вполне естественно, что крупнейшие компании в отрасли, такие, как Volkswagen, Ford, Opel, Fiat и Audi, планируют увеличить их производство, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Правда, по словам самих производителей, слово “внедорожник” имеет мало общего с предназначением машины. По словам представителя Toyota, производителя самой популярной в Европе машины этого класса – RAV-4, только один из пяти владельцев машины примерно раз в месяц решает ради развлечения покататься в ней по бездорожью. Жителям пригородов Стокгольма машины нужны в основном для того, чтобы отвозить детей в школу.

Защитники внедорожников продолжают протестовать против планов властей убрать внедорожники с улиц городов с помощью увеличения налогов. По мнению Олссона, более эффективной мерой было бы, например, послабление по налогам на более чистые дизельные машины.

Некоторые члены французского правительства считают, что главная цель атаки на внедорожники – поддержка Renault и Peugeot Citroen. (FT, 31.08.2004, Кирилл Корюкин)