GM и Ford сэкономят в Европе
На прошлой неделе Ford сообщил, что за оставшуюся часть года сократит производство автомобилей Jaguar на 15 000 штук. По оценкам аналитиков, это означает 12%-ное снижение производства за год. Jaguar пострадал из-за ослабления доллара по отношению к фунту и евро, которое привело к удорожанию этих машин на американском рынке. Из-за этого продажи британской марки в США, составляющие около половины всей выручки Jaguar, упали в этом году примерно на 6%, а в июле – на 22%. Ford заявляет, что сокращение производства не приведет к увольнениям среди 8000 сотрудников Jaguar, однако работать теперь они будут четыре дня в неделю, а не четыре с половиной, как прежде. Тем не менее лидеры крупнейшего профсоюза, объединяющего работников Jaguar, – TGW назвали сокращение производства трагедией. Ford также ведет переговоры с профсоюзными лидерами Land Rover с целью улучшения качества автомобилей.
Opel, принадлежащий General Motors, пытается справиться с высокими издержками на оплату труда в Германии, где средняя зарплата в промышленности составляет около $33 в час по сравнению с $22 в США. DaimlerChrysler и промышленная группа Siemens смогли добиться у профсоюзов увеличения рабочей недели без повышения зарплат, предложив им взамен сохранить рабочие места в Германии. Схожие требования выдвинула еще одна немецкая автомобильная компания – Volkswagen. Следуя их примеру, Opel надеется увеличить продолжительность рабочей недели с 35 до 40 часов.
Но в отличие от немецких компаний представители General Motors не предают широкой огласке свои переговоры о новом трудовом контракте. По словам представителя компании, это делается для того, чтобы избежать напряжения между рабочими и менеджментом. Переговоры в Opel, которые должны завершиться к концу года, коснутся 32 000 рабочих и проходят в условиях усиливающихся дебатов в Германии по поводу сокращения социальных программ. Профсоюзные лидеры Opel заявляют, что надеются сохранить рабочие места в Германии по крайней мере до 2010 г. и гарантировать нынешний уровень зарплат для сотрудников. “Действия Opel могут стать очередным сигналом того, что 35-часовая рабочая неделя уходит в историю, – считает профессор Университета прикладных наук в Гельзенкирхене Фердинанд Дуденхеффер, занимающийся автоиндустрией. – Если даже такой прибыльный автопроизводитель, как Mercedes, поступает так, нет причин, по каким Opel не смог бы потребовать того же”. (DJ, 30.08.2004, Олег Митяев)