Венгры построят свой Голливуд


Венгерский строитель супермаркетов Сандор Демьян собирается возвести здесь крупнейшую в мире киностудию. В этом ему поможет американский телемагнат венгерского происхождения Эндрю Вайна, продюсер фильмов “Рэмбо” и “Терминатор-3”.

К корням Вайна решил вернуться не только из ностальгии. Американские кинокомпании последнее время все больше снимают в Восточной Европе, что значительно снижает затраты. Чехия и Румыния, вступившие в соревнование с Великобританией, Ирландией и Болгарией за голливудские деньги, уже стали одними из самых популярных съемочных площадок заокеанских продюсеров. На пражских студиях сейчас снимается более 10 картин в год, в том числе такие хиты, как “Миссия невыполнима” с Томом Крузом и “Братья Гримм”. В Румынии был снят фильм “Холодная гора”. В прошлом году Венгрия тоже решила принять участие в гонке, предложив одни из самых лучших условий студиям, снимающим фильмы на ее территории.

Этому пытаются помешать антимонопольные органы ЕС, в который недавно вошли восточноевропейские страны. Но у восточноевропейцев есть свое средство защиты – Франция, которая добилась от Евросоюза снятия ограничений на господдержку компаний, которые заняты в сфере культуры, в том числе и кинематографе. Европейские страны поспешили этим воспользоваться, чтобы привлечь американские компании и поднять свою собственную киноиндустрию. По всей Восточной Европе идет активное строительство студий.

В регионе, где Демьян уже несколько лет скупает землю, скидки по налогам одни из самых высоких в стране. Тем временем венгерские кинокомпании добились 50%-ных скидок по налогам на строительство студий и 20%-ных – на производство фильмов. Предприниматель планирует вложить в киностудию, которая будет построена на месте бывшей ракетной военной базы, $181 млн. Эти средства пойдут на шесть съемочных павильонов, один из которых должен стать крупнейшим в мире, и павильон для подводных съемок. Он собирается также построить несколько десятков “вилл для кинозвезд”, которые будут сниматься на студии, “чтобы во время съемок они были в хорошем настроении”.

Венгерские иммигранты в США в начале прошлого века добились успеха в киноиндустрии в том числе и потому, что им было сложно найти другую работу. Многие из них начали с модного в то время уличного развлечения – показа короткометражных фильмов в витринах магазинов. В 1920-х гг. основатель Para-mount Зукор и его конкуренты постоянно навещали Венгрию в поисках молодых талантливых актеров. Одной из их находок стал венгр Майкл Кертис, сыгравший в фильме “Касабланка”. В то время венгерская кинокультура уже активно развивалась, в том числе благодаря государственному финансированию. Ее развитие не остановилось и при коммунистическом режиме, после падения которого в 1990-х гг. индустрия кино пришла в новые киностудии взамен тех, которые были созданы еще в начале прошлого века. По мнению Эндрю Вайна, новое законодательство позволит сделать производство фильмов в Венгрии примерно на 60% дешевле, чем, например, в США, где он сейчас снимает “Терминатор-4”. По словам продюсера, сегодня затраты на съемки в Венгрии меньше, чем в 1996 г., когда он снимал здесь некоторые эпизоды фильма “Эвита”. (WSJ, 26.08.2004, Кирилл Корюкин)