Volkswagen продолжает экономить
В понедельник директор по персоналу Volkswagen Петер Хартц объявил, что компания не может повышать зарплату своим сотрудникам из-за низких темпов роста продаж автомобилей в Германии и Западной Европе. По его словам, Volkswagen необходимо заморозить на ближайшие два года зарплату, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции и сохранить рабочие места в Германии, не перенося производство в страны с более дешевой рабочей силой. Компания также предлагает сократить число разрядов, по которым выплачивается зарплата с 22 до 12, увеличить рабочую неделю для молодых сотрудников и увязать вознаграждение сотрудникам с прибылью компании и их личными показателями. Конечная цель Volkswagen – добиться 30%-ного снижения издержек на персонал до 2011 г.
Это заявление последовало после того, как на прошлой неделе влиятельный профсоюз IG Metall, в который входят рабочие компании, потребовал 4%-ного увеличения зарплат и гарантии сохранения 103 000 рабочих мест на шести заводах Volkswagen в Германии в течение 10 лет. Полностью свои предложения компания представит в середине сентября, когда начнутся переговоры с профсоюзом о заключении коллективного договора.
Volkswagen хочет заморозить зарплаты не от хорошей жизни. Чистая прибыль компании падает уже второй год подряд. Чтобы исправить эту тенденцию, в начале года Volkswagen принял программу сокращения издержек за два года на 2 млрд евро, предусматривающую, в частности, увольнение 5000 сотрудников. Но в июле компания сообщила, что не сможет получить в нынешнем году запланированной чистой прибыли в размере 600 млн евро. Поэтому руководство компании подумывает об углублении программы сокращения издержек.
Хартц указывает, что производственные издержки в Германии слишком высоки. А зарплаты у рабочих автоконцерна существенно выше, чем у других занятых в металлообрабатывающей индустрии страны.
Предстоящие переговоры покажут, готовы ли рабочие Volkswagen, как и другие их соотечественники, пойти в обмен на сохранение рабочих мест на уступки по заработной плате, чтобы усилить конкурентоспособность своей компании. В июле немецко-американская автомобильная компания DaimlerChrysler пригрозила сократить 6000 своих сотрудников, закрыв один из заводов в Германии. В итоге компания добилась договоренности с IG Metall, согласно которой она сократит издержки на персонал на 500 млн евро в год, но сохранит рабочие места. Немецкая промышленная группа Siemens незадолго перед этим смогла добиться от своих рабочих увеличения рабочей недели без увеличения зарплат. Аргументы были те же: сохранение рабочих мест перед лицом конкуренции со стороны регионов с более дешевой рабочей силой, таких как Китай и Восточная Европа. Однако руководство IG Metall сразу же назвало предложения менеджмента Volkswagen избыточными и нереалистичными. Соглашения с DaimlerChrysler и Siemens рассматриваются общественностью как поражения профсоюза, и его лидерам нужна договоренность с работодателями, которую можно было бы назвать успешной. (FT, 23.08.2004, Олег Митяев)