Серые абоненты вымрут в сентябре
По словам гендиректора ЗАО “ТМ САТ” Николая Прохорова, его компания сейчас обслуживает всего 1000 абонентов, при этом в России действует около 8000 пользователей сети Thuraya, купивших SIM-карты этой спутниковой сети у зарубежных сервис-провайдеров. Прохоров говорит, что помимо эксклюзивных сервис-провайдеров у Thuraya есть около 40 неэксклюзивных представителей, имеющих право работать в тех странах, где это не противоречит международному законодательству. В России такие провайдеры работать не могут, поскольку для этого им необходима лицензия Мининформсвязи.
“Большинство из таких представителей — офшоры, но встречаются также фирмы из Казахстана и с Украины, — говорит Николай Прохоров. — Они не обслуживают российских абонентов, а лишь продают им SIM-карты. Для нас же владельцы таких номеров являются обычными роумерами”.
Пока тарифы для серых и легальных абонентов Thuraya в России отличаются не сильно: весь трафик в любом случае идет на станцию сопряжения в Шарджу (ОАЭ). “С вводом нашей станции сопряжения все изменится, — заявил директор по продажам “ТМ САТ” Валерий Мунька. — Минута эфирного времени для легальных абонентов будет стоить центы, а серым пользователям она обойдется в несколько долларов”.
Коммутатор российской станции сопряжения Thuraya уже запущен и проходит тестирование. Он находится на площадке Московской междугородной телефонной станции № 9 (ММТС-9), а спутниковая часть станции будет установлена в подмосковной Дубне, на территории центра спутниковой связи ФГУП “Космическая связь”. Поставщиками оборудования выступают китайская фирма Huawei Technologies (коммутатор) и американская фирма Hughes Network Systems, Inc. (оборудование для космического сегмента).
Глава представительства Hughes Network Systems в России, СНГ и странах Балтии Константин Ланин подтвердил, что Hughes успевает поставить оборудование для станции в Дубне, с тем чтобы летом 2005 г. система уже работала. Общая стоимость проекта создания наземной станции Thuraya в Дубне составляет порядка $20 млн. Пока проект финансируется за счет средств “ТМ САТ”. В будущем компания планирует привлечь и кредитные ресурсы.
“ТМ САТ” разбила проект на два этапа: в сентябре заработает наземная часть станции сопряжения, а летом 2005 г. будет запущен и космический сегмент. Валерий Мунька отмечает, что наземная часть уже позволит выдавать абонентам российские номера, вести собственный биллинг. Поставщиком биллинговой системы на 50 000 абонентов по итогам тендера в июле 2004 г. была выбрана компания CBOSS.
С запуском станции сопряжения “ТМ САТ” связывает и намерения увеличить абонентскую базу. Долгое время ее рост был ограничен лицензией, которая давала компании право обслуживать не более 1000 абонентов. Этим летом оператор получил расширение лицензии до 50 000 абонентов, но высокопоставленный источник в Минсвязи сообщил, что устным условием этого расширения является строительство станции сопряжения в России. Уже к концу 2004 г. “ТМ САТ” планирует обслуживать 3000 абонентов, т. е. компания намерена втрое увеличить абонентскую базу буквально за несколько месяцев.
С новой станцией и лицензией “ТМ САТ” сможет на равных конкурировать с основным игроком этого рынка — компанией “ГлобалТел”, эксклюзивным оператором глобальной сети спутниковой связи GlobalStar в России, обслуживающей сейчас более 16 000 абонентов. “Я не думаю, что создание станции сопряжения позволит “ТМ САТ” резко увеличить количество абонентов. “ТМ САТ” вынуждена строить такую станцию, потому что этого требует ее операторская лицензия”, – говорит замгендиректора ЗАО “ГлобалТел” Ярослав Баранов. Он признает, что при значительном снижении тарифов “ТМ САТ” сможет увеличить подключения, но не верит в такую возможность. “Они потратят несколько десятков миллионов долларов на создание станции сопряжения, и до снижения тарифов им еще предстоит окупить затраты”, – говорит он.
По оценкам НИИ радио (НИИР), в 2005 г. уровень проникновения спутниковой мобильной связи в России может составить 0,35–0,7% (или 500 000–1 млн абонентов). “При условии предоставления услуг по конкурентоспособным тарифам к 2015 г. абонентская база сетей мобильной спутниковой связи в России достигнет 4,5 млн абонентов”, – говорит сотрудник НИИР.
“Уже сейчас Россия является “спутниковым раем”, поскольку темпы привлечения абонентов, а также объемы их потребления значительно превышают среднемировые. В частности, российские клиенты сети Inmarsat, составляя около 5% абонентской базы, генерируют более 17% всего трафика компании”, — отмечает эксперт рынка спутниковой связи Сергей Рыжиков из фирмы “Рыжиков и партнеры”.