Ускорить карьеру через суд
В дело Costco Wholesale вовлечены достаточно опытные юридические фирмы. Они уже представляли интересы истца в похожем деле против компании Wal-Mart Stores. Тогда речь шла о групповом иске, потому что его подал целый коллектив женщин. Иск против Costco Wholesale тоже претендует на статус группового. По крайней мере, Ширли Эллис утверждает, что выступает в суде от имени 650 представительниц слабого пола, которые в последние три года работали в 320 американских магазинах компании.
В иске утверждается, что сеть магазинов Issaquah в Вашингтоне, которая входит в Costco Wholesale, никак не может определиться с тем, чем конкретно должны заниматься в ее подразделениях помощники менеджеров и генеральные менеджеры. В компании не существует конкретных критериев отбора персонала на эти должности. А “решение о назначении принимается произвольно одним из вице-президентов Costco, все же вице-президенты компании – мужчины”, говорится в иске.
В иске указывается, что подобная политика приводит к весьма плачевным результатам. На посты помощников менеджеров и генеральных менеджеров назначают в основном мужчин. Женщины же занимают только каждую шестую такую должность, хотя составляют половину всего коллектива компании. В целом в Costco женщины занимают примерно 26% всех менеджерских должностей. Между тем, по статистическим данным, собранным Министерством труда США в 2002 г., в крупных торговых компаниях количество женщин на менеджерских должностях обычно достигает 33%. И все же мужчины, руководящие Costco, отрицают дискриминацию по половому признаку в их компании. “Мы не согласны с заявлением, что подвергаем дискриминации отдельных работниц или целые группы наших сотрудниц”, – говорит вице-президент по финансам и связям с инвесторами Costco Роберт Нельсон.
По-другому оценивают происходящее в Costco юристы. “Ситуацию в Costco можно назвать классической. Там существует так называемый стеклянный потолок, – объясняет Брэд Селигман, гендиректор юридической компании Impact Fund of Berkley, защищающей истца в деле против Costco. Эффект “стеклянного потолка”, по ее словам, возникает, когда менеджеры низшего звена даже не замечают, что от руководства их отделяет невидимая, но непроницаемая преграда. Прозрение приходит, когда работники пытаются прорваться наверх.
Эллис не первый раз пытается привлечь внимание общественности к происходящему в компании. Еще в 2002 г. она подала жалобу в комиссию по соблюдению равноправия при трудоустройстве. Но все закончились для нее очень плохо. Компания перевела ее из магазина в городе Ороре, где ей нравилось, в магазин в Сан-Франциско. В результате Эллис тратит полтора часа каждый день, чтобы добраться до работы. В иске она требует восстановления справедливости и возмещения морального ущерба. Но самое главное: она настаивает на том, что компания должна создать объективную и четкую систему выдвижения людей на разные должности. (WSJ, 18.08.2004, Мария Подцероб)