Страх перед мафией
Два года назад итальянский автомобильный гигант оказался на грани банкротства и заявил, что закроет завод на Сицилии. На предприятии работали 2000 человек, т. е. каждый 15-й житель Термини Имерезе. В городе, где официальный уровень безработицы достигает 25%, массовые увольнения работников завода могли обернуться серьезной катастрофой. Сотрудники Fiat и их семьи вышли на улицы с угрозами вернуться на работу на предприятия, принадлежащие мафиозным структурам. И хотя на других заводах Fiat должны были пройти еще большие сокращения, политики в Риме сосредоточились в первую очередь на проблемах завода в Термини Имерезе. Дело было не только в специфических реалиях экономики Сицилии. Ситуация в этом городке стала своеобразным символом общенациональных страхов, порожденных проблемами автогиганта.
Мост к власти
Сегодня завод все еще работает. Правда, несколько сотен человек уволены. Компания обещает не закрывать предприятие, но его будущее выглядит смутным. Автомобильное подразделение компании Fiat Auto продолжает терять деньги. Поговаривают, что его могут продать. Тем не менее завод в Термини Имерезе постоянно приковывает к себе внимание как руководителей Fiat, так и итальянских политиков. И те, и другие считают, что от благополучия предприятия во многом зависит экономическое и политическое будущее Италии.
Серджио Маркьенне, который в июне 2004 г. стал пятым за последние два года гендиректором Fiat, недавно заявил, что компании понадобится еще год, чтобы снова стать прибыльной. Однако для этого потребуются значительные усилия, добавил он. Между тем правоцентристское правительство Сильвио Берлускони продолжает бороться за удержание контроля над политическими органами Сицилии. Это дается правительству нелегко. Ведь на выборах 2001 г. коалиция Берлускони получила 61 место в парламенте страны, но проиграла выборы во многих региональных администрациях. Мэр Термини Имерезе тоже не относится к коалиции премьер-министра.
Берлускони пообещал выделить 4,6 млрд евро ($5,6 млрд) из государственного бюджета на строительство грандиозного моста между Сицилией и континентальной Италией. Мост должен быть закончен к 2011 г. Оппоненты премьер-министра напоминают, что Сицилия расположена в сейсмически активной зоне. А это значит, что от проекта будет мало толку, разве что мафия нагреет на нем руки. Местные власти откровенно смеются над мифическими выгодами, которые должно принести им строительство моста. Они замечают, что понадобится потратить еще 5 млрд евро ($6,1 млрд), чтобы создать соответствующую промышленную инфраструктуру и сделать мост экономически выгодным.
Закопанные деньги
Конечно, можно было бы отмахнуться от всех политических проблем и закрыть предприятие, не ломая голову над тем, будут или не будут строить мост через Мессинский пролив. С финансовой точки зрения существование завода в Термини Имерезе никак не оправданно. Он достаточно мал, а затраты на поставки материалов с материка и готовой продукции обратно на материк делают производство неприбыльным. “Я никогда не мог объяснить себе, почему мы открыли там наш завод”, – жаловался Паоло Фреско, бывший председателем Fiat во время массовых протестов в Термини Имерезе и уволенный вскоре после этого.
Однако причина для открытия завода на Сицилии все же имелась. В 1960-е гг. правительство Италии решило развивать экономику острова и вложило деньги в несколько крупных промышленных проектов. В долине, где находится город Термини Имерезе, должно было быть возведено три завода: химический, электроэнергетический и автомобильный. Предполагалось, что создание крупных промышленных предприятий выбьет почву из-под ног мафиозных структур, которые владели массой мелких компаний и через них контролировали экономику острова. Однако контракты по строительству заводов попали непосредственно в руки мафии. В результате строительство химического комбината так и не было завершено, а электроэнергетический завод компании Enel настолько мал, что там работают всего несколько десятков рабочих. Жизнь кипит только на заводе Fiat.
Предприятие Fiat в Термини Имерезе очень сильно зависит от других структур автомобильной компании на материке. Например, корпоративная политика предусматривает строгую ротацию топ-менеджеров, чтобы они не подпадали под влияние организованной преступности. Топ-менеджеры меняются на заводе каждые два года.
Если бы неизолированное положение, то завод мог бы даже стать экономически выгодным. В год он выпускает 100 000 машин, а работает на нем всего 1400 человек. Для сравнения: один из самых прибыльных заводов Fiat в континентальной Италии – Melfi выпускает ежегодно 450 000 машин, а работает там 5000 человек. Тем не менее затраты на транспортировку с материка и на материк столь велики, что производство автомобилей выливается в копеечку. Например, изготовление каждой трехдверной модели Fiat Punto обходится заводу в Термини Имерезе на 200 евро дороже, чем производство той же модели на материке. В розничной продаже цена машины достигает 12 000 евро ($14 740), что делает производство неприбыльным.
Есть прогресс
И все же Fiat не сдается. На сицилийском заводе менеджеры тратят много времени, чтобы объяснить заезжим с материка посетителям, насколько выросла производительность каждого цеха сборки за последний год. После демонстрации протеста, которую устроили два года назад работники предприятия, Fiat установил в цехах новую эргономическую систему TMC2, которая контролирует каждое движение рабочего на конвейере. Впервые такое оборудование стало использоваться на заводах Fiat более 15 лет назад. Оно помогло увеличить производительность труда на 5%. На заводе в Термини Имерезе посчитали, что оборудование позволит сократить время, требующееся на производство одной машины Punto, с 20 часов до 18.
Производительность труда, конечно, увеличилась. Но работники предприятия стали все чаще жаловаться на перегрузки. И хотя даже самые воинственные деятели профсоюзов Италии не очень сильно возражают против использования нового оборудования, член крупнейшего итальянского профсоюза CGIL Роберто Мастросимоне говорит: “Проблема состоит в том, что ускоренный ритм работы нагнетает стресс”. Он добавляет, что средний возраст работников предприятия равняется 45 годам и три четверти коллектива страдает грыжей межпозвоночных дисков.
Мастросимоне считает, что надо искать выход из сложившейся ситуации. Вместе с тем он замечает, что, несмотря на крики, раздававшиеся два года назад во время уличных демонстраций, многие вышедшие на пенсию работники довольны своим положением. По причине плохого здоровья они ушли на пенсию раньше срока и получили неплохие компенсации. “Они все очень довольны, – говорит представитель работников завода. – Они получают пенсию, занимаются какой-нибудь легкой работой и выращивают овощи и фрукты на своем земельном участке”. Более того, представители местной администрации утверждают, что настоящих безработных в Термини Имерезе гораздо меньше, чем записано в официальных бумагах. Их не 25%, а всего 10–15%. Дело в том, что в южной Италии, в том числе и на Сицилии, около четверти всех рабочих мест предоставляют работникам предприятия теневой экономики. “Люди зарабатывают от 500 до 700 евро ($620–860) в месяц, – рассказывает представитель профсоюза Fiat. – Это немного, да и сама работа не очень стабильна. Но обычно подобные заработки являются хорошим дополнением к компенсациям, получаемым от государства”.
Сейчас мэром Термини Имерезе является Энцо Джунта, который обошел на выборах представителя партии Берлускони “Вперед, Италия!” (Forza Italia!). Он считает, что экономическую ситуацию на Сицилии можно поправить, уделяя больше внимания развитию туризма. Однако, составляя бюджет расходов на развитие туризма мэр каждый раз сталкивается с одной и той же проблемой – у города большие долги. По иронии судьбы у главного работодателя города, у завода Fiat, тоже большие долги. Ситуация на фабрике автомобильного гиганта мало отличается от общегородской. (FT, 9.08.2004, Мария Подцероб)