Как преподносить свои недостатки
“Чрезмерная реклама своих достижений выливается в еще большее количество проблем, чем беспокойные метания в поисках подходящей работы”, – говорит Джим Лэйк, вице-президент отдела кадров детройтского банка Comerica. По мнению экспертов, избежать этих проблем можно, только честно рассказав работодателю о своих сильных и слабых сторонах. Единственное качество, которое можно рекламировать, – это бесстрашное желание рассказать о себе всю правду. Правда, честно раскрыв работодателю свои недостатки, надо тут же компенсировать их своими достоинствами.
Прошлой зимой одна нью-йоркская фирма по связям с общественностью искала человека, который мог бы объединить под своим началом три команды из разных агентств по связям с общественностью для выполнения заказа одного крупного клиента. Одной из соискательниц задали вопрос, сможет ли она справиться с подобным заданием. Она разрекламировала себя как прекрасного специалиста и в качестве подтверждения привела в пример свой опыт работы в бизнесе со сложной структурой. Однако эта работа была несопоставима по масштабу и сложности с предлагаемой. “Работодатели прекрасно это знали. Но, к сожалению, мне ничего лучшего в голову не пришло”, – вспоминает соискательница. В результате компания наняла другого человека.
Еще одним примером неудачной саморекламы может послужить ситуация, сложившаяся в крупной компании по предоставлению финансовых услуг. Осенью 2002 г. компания чуть было не наняла менеджера среднего звена с окладом более $100 000 в год. Рассказывая об учебе в одном из чикагских колледжей, кандидатка преподносила все так, будто уже получила высшее образование. Только вчитавшись в ее резюме, работодатели выяснили, что соискательница еще два года будет студенткой. Узнав, что тайна раскрыта, девушка честно во всем призналась. По ее словам, она хотела скрыть отсутствие высшего образования, потому что боялась, что работодатель не возьмет на работу недипломированного специалиста. Только потом она поняла, что честное признание могло бы, наоборот, выставить ее в лучшем свете. Ведь тот, кто готов учиться и работать одновременно, производит впечатление трудолюбивого человека.
Специалисты советуют соискателям сначала получше изучить корпоративную культуру потенциального работодателя и только после этого пытаться себя рекламировать. “Почитайте что-нибудь о компании дома и задайте интересующие вас вопросы на собеседовании. Ведь даже в пределах одной отрасли все организации отличаются друг от друга”, – советует Чаллис Лоу, вице-президент компании по предоставлению транспортных услуг Ryder System в Майами.
Не менее полезно отрепетировать заранее встречу с работодателем. Надо попросить супруга, коучера по карьере, друга или, если это возможно, бывшего работника потенциального работодателя разыграть роль принимающей на работу стороны. Пусть он выслушает все аргументы соискателя и скажет, что думает по поводу предстоящего собеседования. Еще лучше вручить человеку, разыгрывающему работодателя, свое резюме и подробно рассказать ему о своих слабых и сильных сторонах. “Просто скажите: “На собеседовании я дам такой-то ответ на этот вопрос. Что ты думаешь по этому поводу?” – советует претендентам гендиректор рекрутингового агентства Execunet Дэвид Оптон.
Но что бы ни говорили специалисты, большинство соискателей до сих учатся всему на своем горьком опыте. В 2001 г. один крупный брокерский дом уволил менеджера по продукции, которая проработала в компании всего год. Причина увольнения была все та же: при поступлении на работу менеджер разрекламировала свои достоинства, и от нее ожидали лучших результатов. 29-летняя работница впервые в жизни должна была управлять большими группами технических специалистов и проводить официальные презентации. “Я совсем не хотела быть лидером”, – говорит она и добавляет, что даже обрадовалась увольнению. “Каждый день я с трудом заставляла себя идти на работу”, – уточняет менеджер.
Еще одна соискательница, та самая злополучная студентка из Чикаго, скоро должна закончить колледж и уже занялась поисками работы. Месяц назад у нее состоялось телефонное интервью с представителем одной небольшой фирмы по предоставлению финансовых услуг. Фирма искала специалиста по маркетингу. В телефонном интервью вице-президент компании спросил у претендентки, заключала ли она когда-нибудь контракты. Она начала было отвечать утвердительно, но осеклась. Сегодня она признает, что лучше не обманывать потенциального работодателя. “Он все равно раскроет ваш обман”, – говорит она. (WSJ, 3.08.2004, Мария Подцероб)