Тоскуют по империи
Социологи спрашивали, что, по мнению жителей трех стран, “больше всего может способствовать” их сближению. Выяснилось, что россиян привлекают прежде всего геополитические причины: общее историческое прошлое (так ответило 33% респондентов из России) и родственные связи между жителями стран (28%). На третьем месте оказались экономические интересы (25%). Между тем для украинцев и белорусов определяющим является именно этот фактор: экономические причины поставили на первое место 42% и 33% опрошенных соответственно. Менее значимы для украинцев родственные связи (30%), а белорусы во вторую очередь обращают внимание на общее историческое прошлое (30%). Лишь по 6% россиян и украинцев и 10% белорусов признались, что способствовать сближению их народов не может “ничто”. При этом, как пишут авторы исследования, в России на экономические мотивы интеграции упирают чаще всего обеспеченные группы населения, а на Украине и в Белоруссии – люди со средним достатком и бедные.
Экспертов такие результаты не удивили. Пресс-секретарь госсекретаря Союзного государства Белоруссии и России Иван Макушок уверен, что для русских “характерно” ощущение величия большой семьи, старшего брата. “Мы подсознательно до сих пор живем в большом государстве, – рассуждает он. – А в массовом сознании жителей более маленьких стран, да еще и недавно получивших независимость, напротив, остро стоит вопрос о политической независимости”. Кроме того, напоминает глава одной из крупных российских социологических служб, украинская и белорусская экономики гораздо больше зависят от российской, чем российская от них, да и среднее экономическое положение россиян лучше, чем соседей-славян. “Вы посмотрите на экономику Белоруссии: это же возврат к централизованной плановой экономике”, – соглашается руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса из Минска Ярослав Романчук. По его мнению, жителям республики рыночные реформы, аналогичные российским, подчас кажутся единственным способом улучшить ситуацию. Среднемесячная зарплата в России в июне составляла $240, на Украине – $99, а в Белоруссии в марте – $143. За первое полугодие ВВП Украины составил $25,1 млрд, Белоруссии – $9,8 млрд. ВВП России в I квартале превысил $125,6 млрд
Президент киевской социологической компании Mainstream Consulting Валентин Королько отмечает, что различия в материальном положении украинцев и русских “не столь разительны”, а данные социологов демонстрируют скорее ментальные различия между народами: “Россия всегда мыслила имперскими масштабами, а для Украины ближе идея выживания, личной выгоды и заработка”. А по мнению Макушка, играет роль и разница в государственной пропаганде: государственные пропагандисты по-разному преподносят саму идею интеграции.