Citigroup обвалил гособлигации
2 августа крупный банк за две минуты продал около 200 видов облигаций на 11 млрд евро ($13,5 млрд), а через полчаса купил сильно подешевевшие бумаги на 4 млрд евро ($4,9 млрд), по всей видимости заработав на этой операции большие деньги. Первая часть сделки (продажа) составила 40% от среднего дневного оборота в MTS. “Сделок такого масштаба еще не бывало”, – говорит Эмануэль Калойа, руководитель маркетингового отдела MTS.
Действия банка вызвали у участников рынка состояние, близкое к панике. Трейдеры ринулись на фьючерсный рынок, чтобы защититься от падающих на спотовом рынке цен. Многие понесли существенные потери. По словам трейдеров, цена фьючерсного контракта на немецкие гособлигации на срочной бирже Eurex, который служит главным инструментом для хеджирования на рынке европейских гособлигаций, за 30 секунд упала на 20 пунктов, тогда как за день она обычно изменяется на несколько пунктов.
MTS не назвала банк, проведший такую масштабную сделку, однако, по информации газеты Financial Times, это был крупнейший банк мира Citigroup. По утверждению MTS, банк не нарушил регулирующие нормы, однако некоторые дилеры обвиняют Citigroup в манипулировании ценами; другие говорят, что он подошел к опасной черте. Некоторые из дилеров, выставляющие текущие котировки по облигациям, в знак протеста даже перестали это делать в течение двух дней после инцидента. “Никто не может защитить себя, если [на продажу выставляется] 1000 заказов в секунду, – говорит трейдер одного из банков-маркетмейкеров. – Этот случай впервые показал: дилеры должны закладывать в цены возможность того, что все их заявки на покупку будут одновременно убиты, и, чтобы защититься от этого, скорее всего придется расширять спрэды между заявками на покупку и продажу”. В Citigroup отказались комментировать ситуацию.
Чтобы восстановить порядок, MTS впервые ввела ограничения на торговлю облигациями. Объем сделок с гособлигациями стран еврозоны, проводящихся в течение двух минут, теперь не может превышать 20% среднедневного оборота за предыдущие 10 торговых дней либо 1 млрд евро ($1,2 млрд). Вчера представители MTS заявили, что эта норма будет действовать до сентября, когда совет директоров системы обсудит, как быть дальше.
Трейдеры не очень довольны этим решением. “Это может породить у некоторых участников рынка сомнения в том, достаточно ли высока ликвидность в MTS”, – сказал один из трейдеров на условиях анонимности. “Интересно, разрешит MTS рынку действовать самому или ограничения сохранятся в долгосрочной перспективе”, – рассуждает сотрудник крупного банка-маркетмейкера.
Ликвидность – главный приоритет трейдинговых систем, особенно в нынешних условиях консолидации в секторе. В 2000 г., на пике технобума, было более 300 систем электронной торговли облигациями. Сегодня ведущих игроков всего несколько, включая MTS, MarketAxess, BrokerTec (ее в 2003 г. купила британская ICAP, крупнейший в мире оптовый брокер по облигациям) и TradeWeb (в апреле ее купила канадская компания финансовой информации Thomson). MTS была создана в 1988 г. Министерством финансов Италии, приватизирована в 1998 г. и сейчас принадлежит мировым банкам. Ее доля в обороте гособлигаций стран еврозоны превышает 50%. (FT, 10.08.2004, Михаил Оверченко)