Назад в госсобственность


Правительство основало Neptune Orient в 1968 г., когда морские контейнерные перевозки только начали развиваться. Со временем Сингапур превратился в один из крупнейших портов мира, благодаря чему бизнес компании успешно развивался. В 1981 г. Neptune Orient стала одной из первых госкомпаний страны, акции которой были размещены на бирже среди частных инвесторов. В 1997 г. она приобрела одного из старейших морских перевозчиков США – APL, что резко усилило ее долговое бремя и негативно влияло на прибыль в течение нескольких лет. Однако в прошлом году дела Neptune Orient вновь пошли в гору благодаря росту спроса на морские перевозки грузов.

Теперь сингапурские власти решили вернуть перевозчика в госсобственность. Во вторник инвестиционная компания Temasek Holdings, принадлежащая правительству Сингапура, сделала оферту на выкуп 69,9% акций компании, находящихся у частных инвесторов, по цене $1,63 за акцию. Таким образом, Temasek оценивает всю Neptune Orient в $2,35 млрд. Предполагаемый выкуп акций обойдется инвесткомпании примерно в $1,6 млрд. В тот же день подразделение Temasek – Lentor Investments – объявило об увеличении госдоли в Neptune Orient до более чем 30%, что по местным законам дает право сделать предложение о выкупе оставшихся акций. После заявления Temasek акции Neptune Orient на Сингапурской бирже выросли за вторник и среду почти на 18% – с $1,43 до $1,67, превзойдя цену оферты.

“Это часть нашего активного управления портфелем инвестиций”, – заявляет представитель Temasek Эва Хо. Но, по мнению аналитиков, возврат Neptune Orient в госсобственность связан с амбициозными планами гендиректора Temasek Хо Чин – жены будущего премьер-министра Сингапура Ли Хсиеня, который займет эту должность на следующей неделе. Встав во главе Temasek в 2002 г., Хо использует государственные компании для приобретения активов за рубежом.

На прошлой неделе Neptune Orient сообщила, что ее чистая прибыль за последний квартал более чем удвоилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до $186 млн – благодаря увеличению объемов перевозок и росту расценок на фрахт. Около 80% выручки и до 94% прибыли компания получила за счет рейсов APL. Суда компании курсировали почти при 100%-ной загрузке.

Контейнерные перевозки материалов и готовых товаров растут в результате глобализации поставок и стремительного промышленного роста в Китае. “Сейчас для контейнерных перевозок наступили хорошие времена, – говорит Теодор Принс, бывший замдиректора по производству “K” Line America (подразделение крупного японского морского перевозчика Kawasaki Kisen Kaisha). – Цены на фрахт находятся на высоком уровне и продолжают потихоньку идти вверх, поэтому бизнес процветает”.

Однако Neptune Orient приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны датской A.P. Moller-Maersk, крупнейшего контейнерного перевозчика в мире. Датская компания поглотила американскую Sea-Land, которая первой занялась контейнерными морскими перевозками еще в 1950-е гг. и теперь конкурирует с портом Сингапура, основной базой Neptune Orient, построив менее чем в 50 км от него свой порт в Малайзии. Инвесткомпании Temasek также принадлежит и оператор сингапурского порта PSA International, и компания была вынуждена пойти на болезненное сокращение издержек, чтобы выжить в борьбе с более низкозатратным конкурентом. (WSJ, FT, 4.08.2004, Олег Митяев)