ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: Нужна новая стратегия
Пенсионная реформа в России сейчас оказалась на своеобразной точке излета. На днях были официально приняты и опубликованы поправки в закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Они подвели черту под решением о секвестировании с 1 января 2005 г. обязательной накопительной системы, которая была введена с 1 января 2002 г.
Хотели, как лучше…
В начале 2000-х гг. было принято решение заменить старую распределительную систему комбинированной, построенной по шведской модели, с условно-накопительной (страховой) и реально накопительной составляющими. Участниками ее стали работающие граждане, которым до пенсии оставалось более 10 лет. Для граждан моложе 35 лет устанавливались более высокие ставки отчислений в накопительную часть.
Предполагалось, что введение накопительной системы позволит частично снизить риски распределительной системы, найти дополнительный источник увеличения размера будущих пенсий, наконец, научить людей управлять своим пенсионным будущим. Процесс отработки механизмов новой системы медленно, но пошел. Но спустя буквально два года было принято новое политическое решение.
В качестве приоритета реализации налоговой реформы и существенного снижения единого социального налога попутно было решено снизить отчисления на финансирование накопительной части пенсий. Граждан 1966 года рождения и старше вообще полностью исключили из обязательной накопительной системы. Таким образом, для них ситуация, по существу (за исключением накоплений за 2002–2004 гг.), оказалась такой же, как до реформы, проведенной в 2001–2003 гг.
Конечно, у них теперь есть страховая часть пенсии, которая будет дифференцированно учитывать взносы работодателей с величины их зарплаты. Но дополнительных источников роста при такой схеме не будет. И риски, и обязательства в отношении граждан государственная пенсионная система продолжает нести практически в той же мере, что и до реформы. То есть размеры будущих пенсий будут зависеть от размера будущих доходов государственной пенсионной системы, и стоит им снизиться, как придется решать проблему радикальным способом – снижать пенсии, повышать взносы или планку пенсионного возраста.
Это говорит о том, что коль скоро решение о секвестировании обязательной накопительной системы принято, то надо искать и вырабатывать стратегические решения в отношении концепции дальнейшего хода пенсионной реформы. Тут может быть два направления.
Заплатит бизнес
Первый вариант – упор на корпоративные накопительные пенсионные системы (по западной терминологии так называемый corporate pillar), которые будут строиться на обязательном или добровольном льготируемом принципе. Речь идет о том, что работодатели вполне могли бы, как это наиболее распространено, например, в Великобритании и Голландии, учреждать корпоративные пенсионные системы для формирования дополнительных пенсий для своих сотрудников.
Сейчас уже более 10 лет у нас существуют негосударственные пенсионные фонды, которые предлагают предприятиям формировать такие системы на добровольной основе. Но и этот процесс идет со скрипом.
Во-первых, предприятия видят в этом лишние затраты для себя (налоговый режим для таких систем достаточно жесткий, и денег не всегда хватает на социальные статьи), во-вторых, большинство руководителей не очень-то чувствуют себя социально ответственными, считая, что достаточно того, что платятся зарплата работнику и налоги государству.
В условиях снижения ЕСН предполагается, что высвобождаемые деньги предприятия будут направлять не только на внутренние инвестиции и развитие бизнеса, но и на увеличение оплаты труда или какие-либо иные выплаты работникам (в том числе и взносы в негосударственные пенсионные фонды). Однако это может и не случиться без направляющих действий со стороны государства.
Тут можно было бы формировать взаимоувязанные со снижением налогового бремени рычаги исполнения социальных обязательств, но этот момент, возможно, упущен. Остается искать варианты стимулирования корпоративных пенсионных систем.
Будет очень недальновидно, если государство и здесь допустит неверные шаги. Так, ожидается, что могут быть ужесточены правила работы с солидарными пенсионными схемами.
Копите сами
Вторым концептуальным стратегическим решением может стать упор на индивидуальные пенсионные планы или счета (например, как IRA в США). Это уже будет концепция реформы так называемого individual pillar.
Главная идея такой концепции – обеспеченность в пенсионном возрасте является личной ответственностью каждого человека.
Будущие пенсионеры при такой модели чувствуют себя даже более защищенными, так как их пенсии не будут подвергаться каким-либо изменениям или сокращениям со стороны правительства.
Государству очень важно стимулировать такие личные пенсионные накопления. И вряд ли в условиях нынешнего менталитета могут сработать только налоговые льготы.
Так, уже ведутся предварительные наработки по введению в России механизмов так называемого дополнительного пенсионного страхования: гражданам, осуществляющим отчисления на личные пенсионные счета, будут осуществляться доплаты из государственного бюджета. Но сильным препятствием является недоверие граждан как к государству, так и к частным структурам, которые могли бы стать провайдерами данных планов.
Отсюда вытекает, пожалуй, самый главный вывод: людей нужно обучать возможностям пенсионных накоплений. В этом случае резко возрастает необходимость развивать систему информирования. И это может стать ключевым звеном.
Таким образом, на сегодня сложилась ситуация, когда необходимо определяться со стратегическими направлениями дальнейшего хода пенсионной реформы и начать прорабатывать механизмы. Нужен новый шаг вперед. Остается выбрать направление.