Рекламный рынок продолжает расти
АКАР оценила затраты рекламодателей на медиабаинг в первом полугодии в $1510–1560. Большая часть расходов пришлась на размещение на телевидении: в этом сегменте рынка было потрачено $720–730 млн (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра увеличилась на 36%). На рекламу в прессе было израсходовано $420–440 млн (рост на 28%), на наружную рекламу – $290–300 млн (рост на 29%). Лидером роста, по данным экспертного совета АКАР, стали “прочие носители” (реклама в кинотеатрах, Интернете и др.) – затраты по этой графе выросли на 65%. Правда, в абсолютном выражении они пока невелики – $18–20 млн.
После кризисного 1998 г. расходы рекламодателей неуклонно растут. В позапрошлом году они составили $2,009 млрд, в прошлом – $2,6 млрд.
В качестве одной из причин продолжения быстрого роста расходов на рекламу президент АКАР Владимир Евстафьев назвал “инфляцию доллара”: за последний год существенная часть рекламных расчетов перешла в евро. По оценке Евстафьева, этот фактор ответственен примерно за 7% роста рекламных расходов.
Борис Карасев, медиадиректор компании Initiative, обслуживающей бюджеты Unilever, “Danone-Большевик” и “Мултона”, отмечает, что существенный вклад в рост расходов на размещение внесли операторы мобильной связи и продавцы видеотехники. По оценке Initiative, объем размещения рекламы сотовых операторов увеличился более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производителей телевизоров и DVD – наполовину. Карасев прогнозирует, что по итогам года на рекламу мобильной связи в России может быть потрачено $140 млн против $100 млн в прошлом году.
С выводами аналитика согласны представители телекоммуникационных компаний. Высокопоставленный представитель компании “МегаФон”, попросивший не назвать его имени в печати, сказал, что с начала года “МегаФон” увеличил рекламные расходы примерно на 150%.
Но продолжали увеличивать бюджеты и производители традиционных потребительских товаров. По словам Дмитрия Ширшова, директора по маркетингу пивного завода “Вена”, выпускающего пиво “Невское” и Tuborg, в первом полугодии этого года затраты завода на рекламу увеличились примерно на 30%.
В нынешнем году, по оценке АКАР, затраты на размещение рекламы в России превысят $3 млрд, а рост рынка по итогам года превысит 35%. Ведь большую часть своих бюджетов рекламодатели тратят во втором полугодии, напоминает Евстафьев.
А Карасев из Initiative убежден, что рост рынка продолжится и в ближайшие год-два. По его оценке, расходы на рекламу в России сейчас равны 0,6% от ВВП, в то время как в большинстве восточноевропейских стран этот показатель оценивается в 0,8%, а в США составляет 1,4%.