Только для взрослых


Империя, созданная Дэвидом Голдом, – Gold Group International – давно уже не ограничивается производством и распространением продукции для взрослых. А ее основатель не любит термин “порнография”. Он понимает, что порой трудно провести границу между эротикой и порнографией, но предпочитает думать, что сколотил состояние скорее на первом, чем на втором. И все же журналы Parade и Girls in Uniform, которые он издает, явно шокируют публику откровенными фотографиями и текстами. Даже в изданиях Sports newspaper group, посвященных преимущественно спорту, Голд публикует статьи с такими скандальными заголовками, как “Я люблю секс с лошадьми”. Газеты однозначно называют Голда порнобароном, а он возмущается, когда это слышит.

Особенно он не любит выслушивать сентенции на тему того, что порнография разрушает женскую психику. “Это непонимание происходит от нетерпимости и незнания, – заявляет он. – Если кого это и разрушает, то мужчин, а не женщин. Женщины же всегда остаются победительницами”.

Книжные фантазии

С гораздо большим энтузиазмом Голд говорит о том, как он построил свой бизнес. “40 лет назад у меня был книжный магазинчик, где продавалась научная фантастика, – рассказывает он. – Некоторые покупатели не хотели покупать фантастику. Они спрашивали, есть ли у меня в продаже порнографические книги. Как видите, я здесь ни при чем. Клиенты сами выбирали порнографию. Если бы они хотели читать научную фантастику, я бы, наверное, сейчас был издателем фантастических произведений”.

Приноровившись к вкусам публики, Дэвид Голд и его брат Ральф переориентировали свой бизнес на издание и продажу эротических изданий. Дела у них шли неплохо, но в 70-х гг. известный предприниматель из издательства Essex Дэвид Салливан попортил братьям нервы, начав выпускать и распространять свои собственные порнографические книги и журналы. “Конкуренция между нами была настолько ожесточенной, что мы реально отнимали друг у друга прибыль, – говорит Голд. – А потом он вдруг сделал нам предложение, от которого мы не смогли отказаться”.

Салливан и братья Голд договорились объединиться, разделив пополам свои доходы. Ответственной за производство и распространение изданий стала Gold Group. Это сотрудничество привело к созданию в 1986 г. совместной “мягкой” порнографической газеты Sunday Sport. А в 1994 г. братья Голд вместе с Салливаном решили не ограничиваться эротикой и приобрели футбольный клуб города Бирмингема Birmingham City. Позже увлечение спортом привело к созданию собственной авиакомпании. “Как-то мы с Ральфом решили съездить на матч в Ньюкасл, но вернуться нам надо было в шесть часов вечера этого же дня. Мы заказали воздушное такси, – вспоминает Голд, – и ужасно испугались, когда оказались на борту самолета. Машине было не менее 30 лет, а вел ее летчик, которому с виду было не более 14. Он все время курил”. Натерпевшись страху, братья решили, что нужно создать специальную чартерную авиакомпанию для гендиректоров, которым надо быстро перемещаться по стране. Так появилась компания Gold Air. Сейчас у нее девять самолетов. И хотя в 2003 г. предприятие понесло убытки в 270 000 фунтов стерлингов, Дэвид говорит: “Это всего лишь проблемы роста. Мы думаем, что следующий финансовый год мы закроем с прибылью”. Gold Air уже заказала производителям пять самолетов.

В 2003 г. прибыль Gold Group до уплаты налогов составила 1,6 млн фунтов, а обороты бизнеса равнялись 102 млн фунтов. В целом компания оценивается в 500 млн фунтов.

Худшие годы жизни

Дэвид Голд говорит, что до сих пор не может поверить, что достиг в жизни таких высот. “Порой у меня возникает желание ущипнуть самого себя. В детстве я был очень бедным и мечтал разбогатеть. Наш отец в это время сидел в тюрьме, и мы натерпелись из-за этого немало унижений”, – рассказывает он и вспоминает, как нелегко было ему начать свой бизнес. Самые грустные воспоминания остались у него от 1972 г., который предприниматель считает “худшим годом своей жизни”. Летом того года молодой компании братьев Голд предъявили сразу три обвинения в непристойности. Это совпало с публикацией знаменитого доклада комитета лорда Лонгфорда, который занимался вопросами культуры и нравственности. Доклад определял порнографию как то, что “эксплуатирует и дегуманизирует секс. С людьми обращаются, как с вещами, а с женщинами в особенности как с сексуальными объектами”. Далее в докладе недвусмысленно утверждалось: “На порнографии наживают целые состояния, в этом не может быть никаких сомнений”. Последняя фраза имела самое прямое отношение к тому, чем занимался Дэвид Голд. Однако в суде он заявил: “Люди сами выбирают, что им читать и что смотреть”. Голду повезло, судьи не лишили его прав на предпринимательскую деятельность. Его следующим шагом стала покупка магазина интимных принадлежностей Ann Summers. Он приобрел всего одну торговую точку, а потом создал целую сеть магазинов. Сегодня Ann Summers торгует во многих городах Великобритании. Это достаточно респектабельный магазин с хорошей репутацией. Его основные клиенты – представительницы слабого пола. Руководит продажами тоже женщина, дочь Дэвида Голда Жаклин.

В 2003 г. чистая прибыль от продаж составила 9 млн фунтов до уплаты налогов, в то время как всего было продано товара на 66 млн. По словам Голда, сеть магазинов процветает благодаря политике, которую ведет его дочь. Жаклин наняла на работу женщин, которые регулярно посещают разные неформальные вечеринки и предлагают присутствующим там красоткам пикантное белье и разные интимные принадлежности с необычными и забавными названиями. “Я решил переориентировать секс-шопы Ann Summers с мужчин на женщин еще 10 лет назад, – признается Голд. – Я поручил это дело моей дочери, и под ее руководством мы целиком переоборудовали один из магазинов, сделав его привлекательным для женщин. Вскоре объем продаж увеличился на 50%. Мы стали открывать новые магазины, и за эти годы их количество выросло с пяти до 113”.

Голд очень гордится своей дочерью. Он считает, что у нее настоящий талант в области предпринимательства. Она прекрасно ведет дела, и, глядя на нее, Голд говорит, что созданная им империя должна оставаться в руках семьи. Он с надеждой взирает на подрастающих внуков. Пройдет еще несколько лет, и Голд начнет учить их вести бизнес. У него уже готовы для них дельные советы. Впрочем, советы эти могут быть полезны не только внукам Голда, но и другим предпринимателям.

В семейной компании роли родственников в бизнес-процессе должны быть распределены предельно четко. Например, брат Дэвида Ральф обычно ведет деловые переговоры, а Дэвид занимается логистикой. “Если бы все участвовали в переговорном процессе и никто не занимался бы логистикой, мы бы в конце концов прогорели”, – говорит Дэвид,

Многие предприятия разоряются, потому что слишком быстро развивают свой бизнес. Gold Group потратила 25 лет, чтобы встать на ноги и превратиться в большую империю. Это – не стечение обстоятельств, а продуманная политика компании.

“Будьте готовы работать столько часов, сколько придется”, – предупреждает Голд. Кроме того, следует изучить свой бизнес до мельчайших подробностей. Это позволит быстро решать все возникающие проблемы.

Конкуренты могут стать партнерами. Братья Голд до сих пор тесно сотрудничают с Дэвидом Салливаном.

Не надо зацикливаться на одной единственной рыночной нише. Например, сейчас Gold Group собирается выйти со своей продукцией на телевидение и запустить интернет-проекты, потому что порножурналы перестали приносить прежние прибыли. (FT, 12.07.2004, Мария Подцероб)