“ЦентрТелеком” продает базу МГТС


По словам директора московского филиала ОАО “ЦентрТелеком” Николая Межуева, справочник “Желтые страницы. Московская область и Москва” включает адресно-телефонную информацию о 40 000 организаций в Московской области и 110 000 – в Москве. По словам главного специалиста управления информационных ресурсов и систем МГТС Юрия Шибина, ровно такое же количество компаний фигурирует в справочнике “Москва”, который МГТС выпускает своими силами. Тиражи двух изданий тоже схожи: справочник “ЦентрТелекома” отпечатан в количестве 150 000 экземпляров, а МГТС выпускает 120 000 справочников в год.

В соответствии с условиями операторских лицензий все “дочки” “Связьинвеста” обязаны выпускать телефонные справочники. В справочнике “ЦентрТелекома” адреса подмосковных абонентов взяты из официальной базы оператора, а телефоны московских абонентов, по словам гендиректора “Связьинвеста” Валерия Яшина, собраны “из открытых источников”. По данным “Ведомостей”, для обзвона столичной базы был привлечен Московский центр новых технологий телекоммуникаций (торговая марка “И-тел”), который располагает мощным call-центром.

“Связьинвест” занимается выпуском телефонных справочников по России с 2000 г. Для этого он на паях с ООО “Издательский дом “Пресском” – 100%-ной “дочкой” холдинга “Телекоминвест” – создал специальную издательскую структуру: ОАО “Связьинвест-Медиа”. По словам гендиректора этой фирмы Рины Лабутиной, сегодня “Связьинвест-Медиа” издает справочники “Желтые страницы” в 15 регионах России, а их суммарный тираж в этом году составит 766 000 экземпляров.

Валерий Яшин рассказал “Ведомостям”, что уже в течение нескольких лет предлагал МГТС выпускать справочник под эгидой “Связьинвест-Медиа”. Нынешний черно-белый справочник “Москва”, издаваемый МГТС, по словам Яшина, собирает рекламы лишь на $300 000 в год. “Наши справочники – полноцветные, а рекламные поступления такого издания по Москве должны превышать $5 млн в год”, – говорит Валерий Яшин. Он приводит в пример аналогичный справочник по Петербургу, в который ежегодно собирается рекламы на $3 млн. Близко знакомый с сутью проблемы менеджер МГТС сообщил, что продажи рекламы в справочник “Москва” составляют “немногим менее $1 млн”, отметив при этом, что МГТС не выпускает яркого справочника не потому, что не может. “Просто мы считаем, что лучше сосредоточиться на основной деятельности, которая приносит нам сотни миллионов долларов в год, а не гнаться за несколькими миллионами дохода от справочника”, – говорит собеседник “Ведомостей”. При этом, по его словам, в будущем у МГТС все же может появиться отдельная компания, которая будет делать справочник на другом уровне.

Первый выпуск “Желтые страницы. Московская область и Москва” стал дотационным: по словам гендиректора “ЦентрТелекома” Рубена Амаряна, компания вложила в проект $250 000 и еще на такую же сумму была продана реклама. Однако в 2005 г. все должно измениться. Директор по развитию “Связьинвест-Медиа” Сергей Сулим заявил, что следующий справочник уже будет прибыльным, а в течение двух-трех лет “Связьинвест-Медиа” претендует занять 30% московского рынка рекламы в телефонных справочниках, размер которого он оценивает в $20 млн в год.

Сейчас столичный рынок делят пять изданий: помимо справочников МГТС и “Связьинвест-Медиа”, это “Желтые страницы Москва” (издатель – шведский концерн Eniro), “Адрес Москва” (издатель – фирма “Евро-Адрес”, входящая в американскую Texas Pacific Group) и “Большая телефонная книга” (издатель – “Экстра-М”). Но конкуренция усиливается. Временно исполняющая обязанности руководителя проекта “Адрес Москва” Ирина Дедова сообщила, что с этого года “Адрес Москва” будет выходить не один, а два раза в год: в августе и декабре. Суммарный тираж двух книг составит 125 000 экземпляров (плюс еще 125 000 будет выпущено на CD-ROM).

Осенью 2004 г. на рынок выйдет шестой конкурент – “Желтые страницы столицы”, который выпустит кипрская фирма CPY Yellow Pages – бывшая “дочка” корпорации Metromedia, выкупленная менеджментом. Гендиректор CPY Yellow Pages Адриан Террис сообщил корреспонденту “Ведомостей”, что справочник выйдет в октябре тиражом 150 000 экземпляров. Террис уверен, что рынку нужны справочники, сделанные по европейским стандартам качества. “Пока этим критериям удовлетворяет лишь издание “Связьинвест-Медиа”. Наш справочник тоже будет высокого качества. С увеличением качества справочников вырастет и объем рекламы, который они собирают”, – утверждает он.