Греция может проиграть Олимпиаду
Греция идеально готовилась к Олимпиаде – было сделано все для того, чтобы потратить как можно меньше, а заработать как можно больше. Например, для проведения соревнований по фехтованию выстроен выставочный центр возле Парфенона. Но, к сожалению, еще в 1896 г.
Многие спортивные сооружения, которые с трудом удается вовремя закончить, очевидно, не будут забиты битком – билеты продаются не слишком хорошо. Организаторы не раскрывают, сколько именно билетов они продали, однако сообщили, что пока доходы от продажи составили 85% от той суммы, которую они рассчитывали получить.
Игры, которые обойдутся Греции в $7,46 млрд, возможно, окупятся только через 15 лет.
Но еще хуже то, что плохая организация Олимпиады, одной из главных целей которой является привлечение в страну туристов, может обернуться их оттоком. Сейчас Грецию посещают 11 млн человек в год, но, по мнению президента Греческой ассоциации туристических компаний Джорджа Дракапулоса, их может стать на 10% меньше. “У нас до сих пор нет четкой политики в области туризма”, – считает Дракапулос.
Число людей, желающих посетить Грецию, считающейся туристической Меккой, не увеличивается в отличие от конкурентов – Испании, Турции и Хорватии.
Организаторы Греческой олимпиады провели довольно посредственную рекламную кампанию. Им, правда, помогают чудеса – например, выигрыш национальной сборной в европейском чемпионате. С Олимпиадой победа футболистов связана постольку поскольку, но организаторы игр сразу же выпустили майку c надписью The Year of Greece. В остальном они были менее оперативны. Так, официальный логотип Олимпиады появился только за 38 дней до игр, начинающихся 13 августа. Для сравнения: организаторы Олимпиады в Сиднее в 2000 г. зарегистрировали права на ее символику еще в 1995 г.
Некоторые из греческих чиновников не хотят драматизировать ситуацию и считают, что игры увеличат популярность Греции. Кроме того, по их мнению, Олимпиада поможет привлечь миллиарды долларов, которые удастся привлечь в инфраструктуру и сделать страну элитным курортом, а не просто красивым пляжем. “Олимпиада станет толчком к развитию туризма”, – уверен Хэрри Коккоссис, руководитель государственной Greek National Tourism Organization. Другие чиновники признаются в ошибках. Замминистра финансов Петрос Дукас считает, что игры не окупятся до 2019 г., в частности, из-за того, что спортивные сооружения не были построены вовремя. “Один из уроков, который мы выучили, – это то, что сооружения нужно строить за 2–3 года до Олимпиады, чтобы начать их использование еще до начала игр”, – говорит Дукас.
Некоторые из сооружений вряд ли будут использовать после завершения Олимпиады. Зал для бадминтона, построенный за $47,3 млн, возможно, закроют сразу после окончания игр. Хотя в других странах – хозяйках олимпиад многие спортивные сооружения изначально строились с расчетом на дальнейшее использование, даже не по прямому назначению. Например, в Сиднее и Барселоне спортивные площадки сразу строили с возможностью перепрофилирования в бизнес-центры. (WSJ, 21.07.2004, Мария Подцероб, Кирилл Корюкин)