ГРОМКИЕ ИМЕНА: Тепло, вода и трубы
– Сколько городской бюджет тратит на жилищно-коммунальное хозяйство?
– Если говорить про общий бюджет города на ЖКХ, который тратит Комплекс городского хозяйства, то он составляет около 80 млрд руб. в год. Сюда включаются и расходы на транспорт, и обеспечение Москвы теплом – на деятельность всех структурных подразделений, которые входят в состав комплекса. Сюда же отнесена и компенсация города на разницу тарифов на энергоносители и дотации.
– Сюда входит и дорожное строительство?
– Дорожное строительство, связанное с капитальным ремонтом, текущей эксплуатацией дорог, ремонтом действующих мостовых сооружений, оплачивается из этой суммы бюджетных расходов. А новое дорожное строительство, такое как Третье кольцо, новые магистрали и развязки, финансируется отдельно.
– Когда вы приступите к строительству Четвертого кольца?
– Планируем в 2005 г. Общая протяженность кольца составит 61 км. Начнем стройку с участка протяженностью 16 км от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе.
– Какие еще транспортные стройки нас ожидают в ближайшее время?
– В ближайшие два года будут строиться Краснопресненский проспект, завершающие формирование Третьего кольца Шереметьевская развязка (тоннель на Сущевском Валу на пересечении с Шереметьевской улицей) и развязка на пересечении Ленинградского проспекта с Беговой улицей. Начнется расширение Киевского шоссе до 37-го км, планируется модернизация Боровского шоссе, соединяющего Киевское с МКАД. В 2005 г. начнется прокладка некоторых элементов трассы Большого третьего кольца. Для этого уже есть необходимая документация. По плану до 2010 г. предстоит построить порядка 150 км дорог и еще 126 км реконструировать.
– Против строительства Краснопресненского проспекта в конце мая многие жители Западного округа высказывались очень определенно. Вы не считает протесты жителей мотивированными?
– К сожалению, в поступках и мыслях людей часто присутствует эгоизм. Как правило, люди, которых непосредственно касается начало каких-то новых строек, руководствуются именно такими, эгоистическими, принципами. И не думают, не видят пользы строительства новых дорог. А польза есть – для экологии города, для всех 10 млн москвичей, которые живут в столице. И в том числе для жителей этих двух-трех домов, которые попадают в зону стройки. К сожалению, некоторые СМИ спешат раздуть скандалы из этих случаев.
– Не кажется ли вам, что такие протесты часто специально подогреваются компаниями – арендаторами земли в зоне стройки, которые не заинтересованы покидать свои участки?
– Вы правы, в истоке конфликтов часто находятся такие “инициаторы”. Что касается интересов сторон, которые оказываются вовлеченными в конфликт, я не хотел бы делать какие-то заключения.
По поводу Краснопресненского проспекта я могу лишь сказать, что проект полностью согласован. Он долго корректировался, проходил и московскую, и российскую экологические экспертизы, много раз менялись план прохождения трассы, варианты строительства моста. Искали оптимальный вариант развития трассы, и, я считаю, он найден. В том числе предусмотрен вариант будущего строительства метро, чтобы не разворачивать новую стройку на том же месте, не нарушать сложившийся природный комплекс.
– Весной Юрий Лужков призывал вводить особые экономические санкции к автовладельцам машин с шипованной резиной, которые якобы портят покрытие дорог.
– Это не якобы, это так и есть.
– Но затем было заявление другого чиновника о том, что в состоянии дорог в Москве виновны сами строители дорог, которые асфальт кладут более тонким слоем, чем раньше и чем необходимо.
– Ничего не изменилось, и технология соблюдается. Возьмем такую магистраль, как МКАД или Третье кольцо. Эти трассы испытывают большие транспортные нагрузки, однако ремонт МКАД, например, ведется сейчас только на самых первых, построенных еще в середине 90-х гг., участках, на 21–57-м км.
– С того времени на этом участке МКАД покрытие не менялось?
– Нет, конечно! На МКАД мы применили новые виды материалов. Трасса действовала пять лет – для нашего климата и загруженности дорог это долгий срок. И асфальтовое покрытие здесь, как вы понимаете, отнюдь не 5 см! Другой пример – Киевское шоссе, современнейшая магистраль, где два года назад было уложено новое покрытие. Пока оно держится, но все равно на некоторых участках уже пробивается колея.
Проблема наших дорог не в толщине асфальта, а в многообразии применяемых сейчас для автотранспорта типов резины. На Западе четко определено, какой тип резины в каком сезоне можно использовать. У нас таких норм и правил пока нет. На современные машины импортного производства с большим объемом двигателя часто ставят резину, которая имеет жесткое сцепление с дорожным покрытием. И вот что получается: летом температура воздуха высокая – асфальт становится мягким. И, естественно, если использовать такую резину плюс шипы, да еще нужно учитывать высокие обороты на старте, которые намного выше, чем у наших “Москвичей” и “Жигулей”, покрытие дороги не выдерживает, образуется колея, которая зимой еще больше углубляется. Эту колею и сами водители замечают на дорогах, прежде всего по левому ряду, на перекрестках, на светофорах.
– Какие санкции будут применяться к автовладельцам, использующим травмирующую дороги резину?
– Сначала необходимо ввести в действие правила и нормы, регламентирующие порядок использования типов резины. А затем предусмотреть в Административном кодексе принятие определенных мер по отношению к нарушителям. Сейчас готовится к внесению в Московскую думу проект закона города по установлению сезонных ограничений применения шипованных покрышек.
– Может быть, все-таки виной всему не резина и шипы, а сильно возросшая нагрузка на столичные дороги?
– И это, конечно, тоже сказывается на состоянии покрытия дорог.
– Насколько, по-вашему, отстает развитие дорожной сети в Москве от роста потока транспорта?
– Оно не отстает. Оно глубоко отстало в предшествующие годы. Сейчас дефицит улично-дорожной сети города составляет порядка 300 км. Но именно сейчас дорожное строительство идет очень быстрыми темпами. Если бы такое строительство велось 10–20 лет назад, наверное, мы сегодня в большей степени не занимались бы проектированием и прокладкой дорог с нуля, а модернизировали, совершенствовали уже построенные автотрассы.
По плану до 2020 г. протяженность дорожной сети Москвы должна составить 5900 км. Объемы строительства были бы еще большими, если бы у города два года не отбирали необходимые деньги дорожного фонда. Но сейчас делается все возможное, чтобы разгрузить наиболее сложные участки транспортной системы.
Число машин в городе растет явно непредсказуемыми темпами. Например, максимальная расчетная мощность, которая предполагалась при проектировании и строительстве трассы Третьего кольца, составляла 5000 машин в час, а сейчас в часы пик она уже превышает 6000–7000 машин.
– Также непредсказуемо быстро ветшают и городские коммуникации, подземные сети водоснабжения, отопления?
– Здесь картина менее печальная. Износ тепловых сетей (с учетом сетей “Мосэнерго”) составляет сейчас в Москве всего 16%.
– Почему в Москве при прокладке городских инженерных коммуникаций пока еще в очень незначительных объемах применяются новые технологии и материалы?
– Замену старых коммуникаций на новые, более совершенные надо делать комплексно. Невозможно, оставив старые трубы на десятках километров, поменять участок в 200–300 м. Одни трубы будут полиэтиленовые, другие металлические – они не совместятся. И сейчас коммуникации в микрорайонах меняются целиком. В общем объеме перекладываемых городскими организациями сетей трубы с пенополиуретановой изоляцией и из так называемого сшитого полиэтилена составляют 90%.
– Сейчас изношенные трубы, если это не полная замена коммуникаций в микрорайоне, а ремонт на отдельном участке, продолжают менять не на современные полиэтиленовые, а на все те же металлические?
– В тех районах, где полностью меняются коммуникации, прокладывают современные трубы, где идет ремонт участков – металлические.
– И сколько полиэтиленовые сети могут обходиться без ремонта, можно ли будет обойтись без летних отключений горячей воды?
– Мы рассчитываем, что те современные участки, которые делаются с учетом разработанных новых технологий, вообще не нужно будет ремонтировать и отключать воду как минимум лет 50. Например, в Южном Бутове, новом микрорайоне, который строился уже сразу с полиэтиленовыми трубами, уже пять лет не отключают горячую воду. Эксплуатировать, периодически проверять и такие коммуникации тоже надо, так как состояние труб зависит не только от материала, но и от среды, в которой эти трубы лежат.
– Каков процент новых сетей в общем объеме коммуникационной сети города?
– Ими полностью оснащены три микрорайона. Благодаря перекладке труб в 253 домах Южного Бутова, 142 домах Люблина и 80 домах Пенягина в этом году не будут отключать воду. Не так много – ведь всего в столице более 4000 жилых и нежилых строений.
– Кто оплачивает замену коммуникаций?
– Средств на замену трубопровода бюджет не предусматривает. На деньги бюджета прокладываются сети, только если речь идет о новом строительстве микрорайонов. Инвесторы, которые участвуют и выигрывают в тендерах на строительство жилья, делают специальные отчисления в бюджет на прокладку инженерных сетей.
– А если сети меняют в старых микрорайонах?
– В микрорайонах старой застройки сети меняют и ремонтируют за счет тех организаций, которые эти коммуникации эксплуатируют. Они оплачивают ремонт из средств, которые собирают за свои услуги с населения. Менять сети быстрее, в большем объеме они сейчас не могут, так как ограничены в средствах. Эксплуатирующие компании работают по определенным тарифам на услуги для населения и предприятий, поднять которые до нужной величины нельзя – Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) устанавливает предельные проценты повышения тарифов. Вот в пределах собранной суммы и проводится капитальный и текущий ремонт при подготовке к новому отопительному сезону.
– В каком объеме бюджет дотирует деятельность этих организаций?
– Бюджет города дотирует разницу между фактической затратной стоимостью услуг и установленными для населения тарифами. Общая дотация из бюджета на ЖКХ составляет сейчас 6,5 млрд руб.
– Когда столичные квартиры будут оснащены счетчиками горячей и холодной воды?
– Я уверен, что от этого нам не уйти. Это будет обязательно. Но установка счетчиков – это задача не для бюджета города, а для самих собственников квартир.
Наша задача – установить счетчики для определения расхода воды в доме в целом, дав жителям возможность оплачивать счета по его показаниям. Эта программа рассчитана на два года. В рамках программы будут устанавливаться счетчики расхода горячей, холодной воды и тепла. Надеюсь, в 2005 г. все платежи по муниципальным домам будут рассчитываться по показаниям общедомовых счетчиков. А если у квартировладельца появляется желание платить не по показаниям общего счетчика, а установить свой, на отдельную квартиру, он имеет право так сделать.
– Значит, ждать, пока город оплатит установку счетчиков в каждой квартире, бессмысленно и уже сейчас владельцы и наниматели жилья могут устанавливать счетчики самостоятельно и за свои деньги?
– Безусловно. С этим нет никаких проблем. Конечно, при условии, что счетчик будет устанавливать организация, имеющая лицензию.
– Каково в Москве соотношение городских и частных эксплуатирующих организаций?
– Частные организации в большинстве своем относятся к создаваемым в жилых домах товариществам собственников жилья (ТСЖ), жилищным строительным кооперативам, а также молодежным жилищным комплексам (МЖК). Доля государственных и муниципальных эксплуатирующих компаний составляет сейчас примерно 85%, соответственно, частные предприятия – 15%. Большинство домов пока управляются дирекциями единого заказчика (ДЕЗ), которые доминируют в сфере управления жилищным фондом.
Частные предприятия пока не очень активно управляют жилой и коммерческой недвижимостью – они оказывают услуги в общей сложности на 46 млн руб. в год.
– Насколько эффективна работа частных эксплуатационных и управляющих компаний?
– Я не могу оценить их экономическую эффективность. Это самостоятельные организации, и вмешиваться, контролировать и оценивать их бизнес органы власти не имеют права. Частные компании отчитываются только перед теми, кто им платит, и для этого сами нанимают аудиторов. Но для меня очевидно одно: качество обслуживаемого ими жилья, его техническое состояние и эксплуатация, долговечность невозможно даже сравнить с вызывающей постоянные нарекания практикой работы городских эксплуатирующих организаций.