Shell могла избежать скандала
В январе Shell объявила о снижении на 20% (3,9 млрд баррелей) доказанных запасов нефти и газа. Затем в течение 2004 г. общий объем снижений запасов дошел до 4,85 млрд баррелей. Из-за разразившегося скандала свои посты потеряли высшие руководители группы, в том числе председатель комитета управляющих директоров Филип Уоттс и Вальтер ван де Вейвер, отвечавший за разведку и добычу. Сейчас дело о снижении запасов Shell расследуют Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), Минюст США, британский и голландский финансовые регуляторы. Многие инвесторы подали против Shell судебные иски. В США два частных инвестора в таком иске упомянули и аудиторов группы – KPMG и PricewaterhouseCoopers, которые, по их мнению, по меньшей мере должны были знать о проблеме с резервами.
Как свидетельствуют документы, попавшие в распоряжение WSJ и достоверность которых подтверждают три человека, близко знакомые с ситуацией в Shell, занимавший должность главного внутреннего аудитора по запасам Антон Барендрегт в 2002 и 2003 гг. сообщал о риске завышения доказанных резервов. Барендрегт, ушедший на пенсию в этом году, распространял среди топ-менеджеров группы и внешних аудиторов ежегодные отчеты о резервировании. В этих докладах он предупреждал, что правила резервирования Shell могут в ряде случаев не соответствовать требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Он обращал внимание и на то, что система вознаграждений в Shell может привести к завышению резервов, так как рост запасов оказывал прямое влияние на повышение вознаграждения ряда топ-менеджеров группы. После скандала в этом году Shell отказалась от бонусов за рост резервов.
Хотя Барендрегт оценивал возможные ошибки при завышении резервов примерно в 1%, его отчеты указывали на серьезные системные проблемы. Документы свидетельствуют, что об этих проблемах было известно более широкому кругу топ-менеджеров и членов советов директоров, о чем раньше говорила Shell. Однако не ясно, как внешние аудиторы KPMG и PricewaterhouseCoopers отнеслись к его предупреждениям. В письме KPMG внутренним аудиторам Shell, отправленном в феврале 2002 г., упоминается о полученном от них отчете, но говорится, что существенных ошибок в учете резервов группы за предыдущий год нет.
Ранее Shell заявляла, что многие ее топ-менеджеры и члены советов директоров не подозревали о завышении резервов. В выводах внутреннего аудита, обнародованных в апреле 2004 г., основная вина за скандал возложена на уволенных в марте Филипа Уоттса и Вальтера ван де Вейвера. Представитель Shell отказался комментировать “не поддающиеся проверке” документы. (WSJ, 15.07.2004, Олег Митяев)