Борьба с брэндами


В июне комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии одобрил законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон “О лекарственных средствах”. Сейчас этот законопроект находится на согласовании в правительстве.

Одно из основных положений законопроекта требует, чтобы дженерики (лекарства, срок патентной защиты которых истек) регистрировались в Минздраве и продавались только под своими международными непатентованными названиями (МНН). Например, всем известная но-шпа – это, по международной классификации, дротаверин, а обезболивающий препарат ибупрофен продается аж под 21 названием - от “Нурофена” до “Болинета”.

“Наш рынок в основном дженериковый. Слишком много одних и тех же лекарств, зарегистрированных под разными торговыми марками; у нас, например, 50 одних только аспиринов зарегистрировано. В результате компании начинают давать деньги врачам, чтобы те выписывали именно их препараты. А кто подумает о пациенте?” – объясняет один из разработчиков законопроекта, сенатор от Пензенской области Борис Шпигель. По его мнению, если все дженерики будут называться одинаково, производителям придется конкурировать друг с другом, снижая цену, а это понизит и траты на лечение, и затраты бюджета при госзакупках.

“Слова “рынок” и “лекарства” – несовместимы, – говорит сенатор. – Люди, которые хотят зарабатывать деньги на лекарствах, пусть отдохнут – они уже заработали”.

“Этот законопроект грозит катастрофическими последствиями для рынка, – уверен руководитель одной из фармкомпаний. – А между тем, по нашим данным, он уже одобрен [министром здравоохранения Михаилом] Зурабовым”. По оценке собеседника “Ведомостей”, принятие законопроекта приведет к “схлопыванию” рынка, прекращению затрат на рекламу препаратов и увольнению “десятков тысяч сотрудников отделов маркетинга и служб продвижения фармкомпаний”. В Минздраве вчера получить комментарий не удалось.

А вот Минпромэнерго может законопроект и не согласовать. “[Наш] отзыв будет негативным. С нашей точки зрения, этот документ нарушает закон “О товарных знаках”, – говорит советник отдела промышленной политики министерства Ольга Колотилова и добавляет, что производитель имеет право давать фирменные наименования своей продукции.

По данным рекламного агентства Media Direction, в прошлом году на рекламу лекарств было потрачено около $70 млн, лекарства входят в пятерку самых рекламируемых товарных категорий.

“Этот закон может кардинально изменить маркетинг, – говорит председатель совета директоров ГК “Ремедиум” Айдар Ишмухаметов. – Таким образом опрокидывается сама идея продвижения лекарственных средств”. Если вся конкуренция сведется лишь к ценовой, это понизит качество препаратов, считает он. “Владельцы брэндов тратят деньги на более качественное сырье, на дополнительные клинические испытания. Если брэндов не будет, все это потеряет смысл”, – соглашается генеральный директор компании “Отечественные лекарства” Владимир Нестерук. У его компании на этот год запланирован бюджет в 120 млн руб. на продвижение своих брэндов.

“Когда речь идет о бюджетных закупках, государство вольно вводить какие угодно правила и ограничения. Что же касается свободного рынка, то и пациенты, и врачи имеют право знать брэнды и делать выбор самостоятельно, – говорит директор по развитию бизнеса российского представительства Pfizer Александр Шибаев. – На рынке ходят слухи, что представители некоторых компаний дают взятки врачам. Но этим, с нашей точки зрения, должны заниматься не законодатели, а Минздрав и МВД”.