Депутаты ударили по пиву
В пятницу в первом чтении был одобрен законопроект “Об ограничении розничной продажи пива”, запрещающий продажу пива лицам, не достигшим 18 лет, а также в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Проект закона был внесен Законодательным собранием Омской области. Выступая перед журналистами, спикер Госдумы Борис Грызлов пошел еще дальше и заявил, что пиво нужно законодательно объявить алкогольным напитком. “У меня нет сомнения в том, что это алкогольный напиток”, – цитирует спикера “Интерфакс”. Если это произойдет, реклама пива попадет под серьезные ограничения, содержащиеся в законе “О производстве и обороте этилового спирта и спиртосодержащей продукции”.
Запрет продажи пива несовершеннолетним сами пивовары одобряют, а вот против перевода пива в категорию алкогольных напитков возражают категорически.
“В новом законе обозначены благородные цели, которые не расходятся с интересами пивоваров. “Балтика” заинтересована в том, чтобы пиво не продавалось лицам младше 18 лет и в местах, где есть дети”, – говорит Алексей Кедрин, начальник PR-департамента “Балтики”.
“Почему бы депутатам не заняться лучше регулированием водочного рынка? – возмущается глава Союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов. – Половина водочного рынка в тени, а пивная отрасль платит налоги на 100%. Нет, они постоянно пытаются зарегулировать наш рынок”.
“Во всем мире пиво относится к 32-му классу – “безалкогольные напитки и пиво”, а крепкий алкоголь – к 33-му классу, – говорит старший вице-президент пивоваренной компании SUN Interbrew Ирина Кибина. – Соответственно действуют и совершенно разные ограничения на их рекламу и продажу”.
Сомнение пивоваров вызывает содержащаяся в законопроекте норма о “прилегающих территориях”: законодатели предлагают, чтобы границы этих территорий определяли органы местного самоуправления. В земельном комитете московского правительства “Ведомостям” уточнили, что управы самостоятельно будут определять, на каком расстоянии от того или иного здания нельзя продавать пиво. “Это прямой путь к усилению коррупции”, – считает Мамонтов.
“Пивной вопрос” возник не на пустом месте. По данным медиков, растет пивной алкоголизм среди молодежи. При этом они считают, что именно реклама очень сильно воздействует на подростков”, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. По его мнению, до приравнивания пива к крепкому алкоголю дело все-таки не дойдет, но серьезные ограничения на его розничную продажу и рекламу будут обязательно узаконены.
В последний раз столь яростные баталии вокруг “пивного вопроса” вспыхивали в конце 2000 г. Тогда главный санитарный врач Геннадий Онищенко подписал постановление № 16 “Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией”, в котором предлагал ужесточить контроль за производством пива, ограничить содержание алкоголя 1,5% и запретить телевизионную рекламу напитка. Однако тогда пивному лобби удалось одержать победу – уже в марте 2001 г. министр здравоохранения Юрий Шевченко отменил постановление Онищенко.