Внедорожникам объявят войну


Во Франции, четвертом по величине автомобильном рынке Западной Европы, владельцев внедорожников с будущего года могут обязать платить дополнительный налог за загрязнение окружающей среды. Дело в том, что автомобили с мощными двигателями выбрасывают большое количество выхлопных газов, что является одной из причин парникового эффекта и глобального потепления. Сейчас во Франции разработан законопроект, который обяжет платить дополнительный налог в размере от 1600 до 3200 евро ($1950–3900) в год покупателей самых мощных автомобилей. Другие машины обложат меньшим налогом – от 400 до 800 евро ($490–980), а покупатели мини-автомобилей будут даже получать налоговую льготу – от 200 до 700 евро ($240–850). Эта инициатива коснется каждого второго покупателя автомобиля. По оценке французского Министерства окружающей среды, из продаваемых ежегодно в стране 2 млн автомобилей около 650 000 попадут под налоговую льготу, а 350 000 – под налогообложение.

Французский почин могут поддержать власти Великобритании, второго по величине после Германии авторынка Западной Европы. Ведущий советник Министерства транспорта Великобритании Дэвид Бегг считает, что действующий средний налог на внедорожники 165 фунтов ($300) ежегодно слишком мал. По его словам, ставка налога должна быть увеличена в 3–4 раза, чтобы удержать автомобилистов от покупки. По оценке Бегга, количество внедорожников на дорогах Великобритании выросло за последние пять лет на 40% и составляет сейчас 200 000 штук. “Правительство призвано работать в интересах всего общества, а не небольшого процента населения, который в действительности составляют владельцы [крупных] машин”, – рассуждает Бегг.

Опасения властей по поводу загрязнения окружающей среды имеют под собой основания. Продажи внедорожников в Европе постепенно растут. Если в 1990 г. они составляли 2% от проданных автомобилей, то в 2003 г. эта цифра увеличилась до 5% (около 825 000 машин). По прогнозу исследовательской фирмы R.L. Polk Europe, продажи внедорожников в Западной Европе в течение четырех лет вырастут почти в полтора раза до 1,2 млн автомобилей.

Пока не ясно, как далеко зайдут европейские борцы с внедорожниками, но некоторые из них настроены весьма решительно. Власти Парижа призывают, например, запретить въезд внедорожников в столицу Франции, чтобы облегчить движение. А мэр Лондона Кен Ливингстон заявил недавно, что только “полные идиоты” могут передвигаться по столице Великобритании на внедорожниках.

Вероятное введение новых налогов может негативно сказаться на планах автопроизводителей, например Volkswagen и General Motors, которые готовятся выйти на европейский рынок с новыми моделями внедорожников. Опасность эти нововведения представляют и для признанных лидеров этого сектора в Европе – Ford Motor, которому принадлежит брэнд Land Rover, Toyota Motor, BMW и DaimlerChrysler. “Мы чувствуем, что на нас наступают”, – говорит Айвен Ходак, генеральный секретарь Ассоциации европейских автопроизводителей.

Но пока автоконцернам рано волноваться. Два года назад защитники окружающей среды и другие общественные организации вели схожую кампанию против внедорожников в США. Но эта кампания провалилась. Наоборот, использование внедорожника в США для ведения бизнеса приводит к сокращению налогов, а не к их увеличению. А попытки законодателей ужесточить стандарты на расход топлива и вес автомобилей терпят неудачу. (WSJ, 30.06.2004, Олег Митяев)