Еще $900 млн
После того как в апреле этого года DaimlerChrysler прекратил оказывать финансовую помощь проблемной японской “дочке”, за спасение Mitsubishi Motors взялись компании из группы Mitsubishi и сторонние инвесторы. В мае они утвердили план вывода компании из кризиса, предусматривающий ее финансирование в размере 450 млрд иен (около $4 млрд) путем покупки новых эмиссий ее акций. Родственные компании уже вложили в Mitsubishi Motors примерно две трети от этой суммы – 295 млрд иен ($2,7 млрд), купив привилегированные акции автомобильной компании. Но этого оказалось мало. Теперь автомобильная компания просит увеличить помощь еще на 96 млрд иен ($900 млн) до 546 млрд иен ($5 млрд).
Вчера на общем собрании акционеров Mitsubishi Motors гендиректор компании Еитиро Окадзаки сообщил, что американская финансовая группа J.P. Morgan Chase вложит в привилегированные акции автомобильной компании на 50 млрд иен ($463 млн) больше, чем планировалось ранее. Таким образом, 15 июля в ходе нового размещения акций Mitsubishi Motors между компаниями, участвующими в ее спасении, J.P. Morgan Chase приобретет “префы” Mitsubishi Motors на 150 млрд иен ($1,4 млрд). В тот же день Nippon Oil, входящая в группу Mitsubishi, приобретет привилегированные акции автокомпании на 1 млрд иен ($9 млн).
А японский инвестфонд Phoenix Capital приобретет (возможно, со своими партнерами) обыкновенные акции Mitsubishi Motors на 100 млрд иен ($924 млн). Это сделает его владельцем крупнейшего и, возможно, контрольного пакета голосующих акций. А вот DaimlerChrysler покупать новые акции проблемной компании не собирается. Представляющий американо-германский концерн в совете директоров Mitsubishi Motors Рюдигер Грубе признал, что в результате его доля в капитале сократится с нынешних 37% до 20–25%. Точный размер пакета назвать невозможно, т. к. неизвестно, по какой цене будут продаваться акции: японская компания называет лишь размер необходимых ей средств, но не количество выпускаемых акций.
Mitsubishi Motors совсем недавно, 16 июня, уже пересматривала план реструктуризации, объявив о дополнительной программе сокращения издержек на $660 млн. Вместе с новыми средствами это должно помочь компании справиться с ожидаемым 40%-ным падением продаж, вызванным признанием Mitsubishi в массовых дефектах своих автомобилей. Они скрывались много лет. В июне заказы на автомобили компании на внутреннем рынке упали на 39% по сравнению с прошлым годом, а три ее японских завода работают на 60% своих мощностей.
По словам Окадзаки, компания постарается воспользоваться возможностями японского законодательства, которое позволяет проводящим реструктуризацию компаниям уменьшать налоговое бремя. Гендиректор Mitsubishi Motors признал, что компания борется за само свое существование. А президент японской Atlantis Investment Research, управляющей активами в $600 млн, Эдвин Мернер заявил Bloomberg: “Компания истекает кровью и нуждается в переливании, чтобы выжить”. По его мнению, в крайнем случае подразделения компании, которые чего-то стоят, можно продать, а самые плохие – просто закрыть. (DJ, FT, 29.06.2004, Олег Митяев)