Наличные снова в цене
Джорджио Раделли, главный стратегический аналитик частного банка BSI в Лугано, снизил с начала года долю акций в портфеле, предпочтя держать деньги богатых клиентов на депозите. Если обычно доля наличных в портфеле составляет 5%, то сейчас она повышена до 15%. “Отчасти это объясняется отсутствием достойной альтернативы”, – говорит он. По его оценке, доходность облигаций будет расти, а риски на рынке акций возрастают из-за угрозы терактов.
В самом деле, увеличение доли средств на депозите становится выгоднее: фондовые рынки США и Европы не показывают роста с конца февраля, а цены долговых инструментов между тем и вовсе падают. По данным исследования Merrill Lynch, 31% опрошенных инвесторов признались, что сейчас больше денег, чем обычно, держат в наличности. Около 8% сказали, что доля наличных в их портфелях переваливает за 12%. 29% инвестирующих в фондовый рынок США сказали Merrill Lynch, что держат в наличных больше, чем обычно, и эти деньги работают лишь под 1% в год. В Европе, где процентные ставки по коротким кредитам выше, но доходность по акциям ниже, 20% инвесторов делают выбор в пользу наличности. И хотя эти цифры ниже, чем месяц назад, они все еще выше нормы.
Брокеры также разделяют мнение, что хранить деньги в наличных выгоднее. Джеймс Барти, управляющий портфелем Deutsche Bank, на прошлой неделе стал рекомендовать клиентам увеличить на несколько месяцев долю наличных в портфеле до 12%. “Я думаю, что лето будет неспокойным”, – объясняет он. При этом Барти считает, что осенью он будет рекомендовать клиентам переводить деньги снова в акции. Между тем Deutsche Bank уже рекомендует увеличить долю в акциях с традиционных 45% еще на несколько процентных пунктов. По словам Барти, фондовые рынки могут вырасти за год на 10%. Однако прежде, чем инвестировать, он хочет удостовериться, что власти США и Китая справляются с замедлением темпов экономического роста и что цены на нефть идут вниз.
UBS в мае рекомендовал повысить долю средств в наличных с 10% до 17,7%. Больше всего в портфеле упала доля облигаций. UBS также понизил рекомендуемую долю акций в портфеле до традиционной отметки 55%. Как и Deutsche Bank, UBS считает, что в конце концов наличные вернутся на фондовый рынок. Однако в UBS полагают, что это произойдет нескоро. Эндрю Баркер, стратегический аналитик европейских фондовых рынков UBS, хочет убедиться, что рост ставок не скажется негативно на глобальном экономическом росте. Как и другие, он опасается, что нефтяные цены останутся высокими, а Китай резко замедлит темпы роста из-за государственного вмешательства в экономику.
Сейчас ситуация на мировых рынках в корне отличается от той, что сложилась в начале 2003 г., когда инвесторы ринулись на фондовый рынок после быстрого окончания активных боевых действий в Ираке. А пока Раделли подумывает вложить часть наличных в сырьевые товары на два-три года. Еще одна альтернатива – 10-летние казначейские облигации, если доходность по ним вырастет с сегодняшних 4,7% до 4,9% годовых. Раделли считает, что летом доходность облигаций вряд ли преодолеет барьер 5%, но осенью, по его словам, пойдет вверх. (WSJ, 21.06.2004, Дмитрий Говоров)