Alitalia может не выжить


Alitalia, 62% акций которой принадлежит правительству Италии, уже давно находится в кризисе. За последние 11 лет лишь однажды компания получила чистую прибыль. В 2003 г. Alitalia получила чистый убыток в размере 520 млн евро. В I квартале этого года Alitalia получила убытки до налогообложения в размере 206 млн евро. К концу марта запасы денежной наличности авиакомпании упали до 256 млн евро с 515 млн евро в конце декабря. Чистые долги компании составляют 1,44 млрд евро.

“Ухудшение продолжалось в первые месяцы 2004 г., что заставило совет директоров искать различные решения выхода из кризиса – вплоть до ликвидации компании”, – заявляет Deloitte & Touche. Совет директоров авиакомпании в мае предварительно одобрил отчетность за 2003 г., предполагая, что в рамках реструктуризации Alitalia будет оказана финансовая поддержка. Руководство Alitalia и профсоюзы согласились с необходимостью проводить реструктуризацию, но эти планы требуют одобрения банков-кредиторов, Еврокомиссии и правительства страны. При этом компания и профсоюзы не могут договориться о количестве сокращаемого персонала. А правительство до сих пор не определилось с путями спасения Alitalia. В письме аудитора говорится, что эта ситуация “создает обстановку большой неопределенности по поводу способности компании выжить”.

Правительство Италии откладывало решение о сокращении персонала авиакомпании до местных выборов и выборов в Европарламент, которые состоялись в этот уик-энд. Alitalia заявила в прошлом месяце, что Министерство экономики пообещало участвовать в увеличении капитала компании и гарантировать кредиты. “С целью получения одобрения со стороны Европейского союза Министерство экономики примет участие в увеличении капитала вместе с частными инвесторами”, – утверждает компания.

Alitalia необходимо до конца года заручиться финансовой поддержкой, чтобы избежать признания в собственной несостоятельности. По словам ее аудитора, имеется большая неопределенность относительно того, сколько денег авиакомпания сможет получить, продав часть своих самолетов, так как их рыночная цена упала и уступает записанной в балансе. Как сообщает сама авиакомпания, ее внутренний аудит пришел к таким же выводам, что и Deloitte & Touche.

На прошлой неделе Еврокомиссия заявила, что изучит план правительства Италии. Ранее она подчеркивала, что правительство может принять участие в увеличении капитала компании только в том случае, если значительную его часть возьмут на себя частные инвесторы. Сама Alitalia заявляет, что государственная машиностроительная компания Fintecna и неназванные частные инвесторы выражали интерес к покупке ее наземных служб, которые будут выделены в отдельную компанию в рамках реструктуризации. (DJ, FT 11.06.2004, Олег Митяев)