Россиянам грозит казнь
Экс-президент Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев был убит в Дохе 13 февраля в результате взрыва бомбы, заложенной в его машине. По обвинению в организации убийства в ночь на 19 февраля в Дохе были арестованы трое российских граждан, включая первого секретаря российского посольства Александра Фетисова. Фетисов как обладатель дипломатического паспорта был через несколько дней отпущен и выслан из страны, а двоим другим россиянам предъявили обвинение в убийстве Яндарбиева. Российский МИД заявил, что двое арестованных являются “сотрудниками российских спецслужб”, которые “в рамках своего статуса прикомандированных к посольству [...] пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли [...] задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму”. Причастность их к убийству МИД отверг. Однако позднее оба обвиняемых признали себя виновными. В качестве наказания за убийство катарские законы позволяют применять смертную казнь.
О том, что катарская сторона требует для двоих россиян смертной казни, журналистам вчера сообщил адвокат Дмитрий Афанасьев из юридического бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры”, оказывающего правовую помощь обвиняемым. По словам представителей бюро, с таким требованием обвинители выступили в ходе судебных прений, завершившихся во вторник в столице Катара Дохе. Оглашение приговора судом первой инстанции, по словам российских адвокатов, назначено на 30 июня. Получить подтверждения этой информации у катарских властей не удалось.
Как пояснили “Ведомостям” в самом адвокатском бюро, линия защиты строилась на двух доводах. Защитники указывали на незаконность ареста россиян, поскольку и они сами, и их вилла обладали дипломатической неприкосновенностью, о чем посольство России в Дохе письменно уведомило правительство Катара. В ответ катарские прокуроры, по словам российских адвокатов, ссылались на то, что в момент ареста властям не было известно о дипломатическом статусе виллы и троих россиян.
Кроме того, адвокаты россиян заявляли, что признательные показания были получены у обвиняемых под пытками. В ответ на это катарские власти, заявил представитель бюро “Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры”, ссылались на то, что “признания были сделаны через четыре дня после задержания и якобы, если бы к российским гражданам применялись пытки, они бы сознались раньше”.
Получить официальный комментарий ФСБ и Службы внешней разведки не удалось. Источник, близкий к СВР, напоминает, что смертные приговоры сотрудникам советских и российских спецслужб за рубежом не выносились со времен Второй мировой войны. По словам источника, российские власти продолжают искать “способы реагирования” на любые возможные варианты развития событий, включая вынесение смертного приговора. Собеседник добавил, что Москва уже изучает практику дипломатического разрешения ситуаций, когда граждан западных государств в арабских странах приговаривали к смертной казни.
Так, в 2000 г. по обвинению в причастности к серии взрывов в Эр-Рияде в Саудовской Аравии были арестованы пятеро британцев и канадец. По версии обвинения, эти взрывы были частью войны между враждующими международными группировками контрабандистов алкоголя, к одной из которых якобы и принадлежали обвиняемые. Все шестеро признали свою вину. На основании этих показаний двое из них были приговорены саудовским судом к смертной казни, остальные – к 12 годам тюремного заключения. В августе 2003 г. все шестеро были помилованы и высланы за пределы королевства. По возвращении на родину британцы заявили, что признания были вытянуты у них под пытками, в частности, им не давали спать и били палками по пяткам. Власти Саудовской Аравии продолжают отрицать эти обвинения.